Актуальные проблемы современной науки, № 3, 2013 Искусствоведение Музыкальное искусство Георгиевская О.В., кандидат искусствоведения, доцент Московского городского педагогического университета НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ФОРТЕПИАННОЙ ТРАНСКРИПЦИИ В наши дни концертная фортепианная транскрипция представляет собой богатейшую область пианистического репертуара. <...> Ее история насчитывает уже несколько столетий: по существу, транскрипция присутствует в клавирном искусстве с эпохи его зарождения, с самых ранних этапов формирования инструмента. <...> Однако с течением времени интерес музыкантов, как композиторов, так и исполнителей, к этой сфере не угасает. <...> Фортепианная транскрипция переживает несколько периодов мощного расцвета. <...> Творческий процесс активно продолжается и сегодня, появляются новые образцы, а работы транскрипторов разных эпох постоянно звучат в исполнении пианистов всего мира. <...> Обозначая тип концертной фортепианной транскрипции, необходимо подчеркнуть его фундаментальное отличие от всевозможных переложений, обработок и «клавирных» версий сочинений для другого состава. <...> «Универсальность» фортепиано в сочетании с определенной гибкостью и богатой палитрой выразительных средств инструмента быстро привели к тому, что едва ли не обязательным атрибутом музыки оркестровой, оперной, произведений кантатно-ораториального жанра стало наличие «клавира», то есть варианта исполнения оркестровой партитуры на фортепиано. <...> Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев «клавир» не предназначался для концертного исполнения, заведомо уступая оркестровой партитуре в разнообразии и характерности тембров, красочности и колоритности звучания. <...> Задача их полного соответствия или адекватности в этом случае ставиться не могла. <...> Фортепианная версия была (и остается!) незаменимым средством «ознакомления» с музыкальным материалом, делая его существенно более доступным (так как один пианист замещает <...>