Бокарева доктор педагогических наук, профессор заведующая кафедрой теории и методики профессионального образования БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ» Заслуженный деятель науки Российской Федерации ipp_bga_rf@mail.ru М.Ю. Бокарев доктор педагогических наук, профессор заведующий кафедрой высшей математики директор Института профессиональной педагогики БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ» ipp_bga_rf@mail.ru Опыт опережающей практики в комплексе «лицей-вуз» как источник научно-педагогической теории Описан долговременный педагогический эксперимент (1991-2016 г.г.) по образованию и развитию отраслевой многопрофильной малокомплектной школы (лицея) в едином учебнонаучном комплексе «лицей-вуз». <...> История этого комплекса описывается с позиций социальных потребностей личности в филогенезе (в единстве с историческим развитием среды его функционирования) в отличии от множества других комплексов, образовательных центров и адаптивных школ, где теория воспитания структурируется с позиций социальных потребностей личности в онтогенезе (Арнаутов А.В. <...> ) Описана последовательность возникновения структуры нового научного знания как функции своего предыдущего состояния, реорганизация которого практически осуществлена путем «интеллектуальной технологии соответствия» (Бокарева Г.А., Кузнецов В.И.) <...> Ключевые слова: многопрофильность; профориентация; учебно-научный комплекс; дуальная педагогическая система; культура творчества; аутсайдер; философская рефлексия; открытость педагогической системы; сущность педагогических процессов; дополнительное образование; региональное социально-образовательное пространство; детерминация; открытая педагогическая система; риски образовательных реформ; «интеллектуальная технология соответствия»; философия дидактики; малокомплектные школы Изменения сущности парадигмы педагогической практики воспитания в период демократических перемен и новых образовательных реформ. <...> Начиная с 1991 года постепенно <...>