Ф. Н. Глинка
Зиновий Богдан Хмельницкий, или Освобожденная Малороссия
Предслава и Добрыня: Исторические повести русских романтиков / Сост., авт. вступ. статьи и
коммент. В.Ю. Троицкий. --М.: Современник, 1986.
OCR Бычков М. Н.
Зинобий Богдан Хмельницкий, Малороссийский обеих сторон Днепра и войск Запорожских гетман
{Сия надпись и следующие за оною строки списаны мною с одного старинного портрета Хмельницкого,
выгравированного, как из надписи видно, в честь героя Малороссии от лица сетующего по нем народа.}.
Ревнитель благочестия, истребитель унии, защитник церквей, избавитель православного народа,
находящегося во всей малороссийской и польской Украине, Подолии, Больший, Чермноруссии, Белоруссии,
Подгорий, Полесий и в прочих странах княжений русских, Владимирову престолу наследственных,
страждущего за благочестие в гонениях, мучениях, заточениях, под тяжким игом владения польского и
папежского. Который народ за избавление свое от уз, темниц, смертей и поныне приносит ему, Богдану
Хмельницкому, вопль, рыдание и слезы; и с жалостию, при упокоении его на вечное блаженство 1657
года, вопиет сию надгробную плачевную песнь: "Вечная память". В Чигирине.
Вступление
Около половины XVII столетия Отечество наше было уже свободно и счастливо. Бурное время
междуцарствия и кратковременное владычество поляков в Москве исчезло как печальный сон. Алексей,
сын Михаила, избранного общею волею народа, государь мудрый и правосудный, управлял Россиею, но
Малороссия сетовала еще под тяжким игом чуждой власти. Издревле короли польские, дорожа
прекрасною страною сей и уважая воинственный дух не терпевших угнетения сынов ее, даровали им
великие преимущества, украшая цветами железные узы, соединявшие их с народом польским, чуждым по
вере и нравам храброму народу малороссийскому1 {Цифры отсылают к примечаниям автора.-- Ред.}. Но
мудрость не есть наследственное достояние государей. Последние того времени короли уже не радели
более о средствах кротости и благоволения, которыми предки их привлекали сердца малороссиян.
Великие гетманы польские для личных выгод и по жадности к корыстям нарушили права народа
свободного, права, начертанные на могилах предков его и запечатленные их кровию. К жестокости и
неразумию наместников королевских присовокупилось еще гонение на веру православную и от
духовенства польского. Оскорбление алтарей и древних прав долженствовало неминуемо возродить в
народе великое негодование к притеснителям его.
Все сказания того времени, и даже некоторых беспристрастных писателей польских, явно
свидетельствуют о несчастном состоянии Малороссии. Но лучше всего объясняют оное мужи, избранные
из среды народа малороссийского, в грамоте, поданной ими на общем сейме в Варшаве... "Права наши
нарушены и вольность попрана; священные храмы, издавна сооруженные, иные запустели, иные и доныне
запечатаны, дабы возбранить нам в оные вход. Знаменитые особы наши изгнаны из правительства за то
только, что они русские; не дозволяют жить в столичном городе, и никто не защищает нас от сих и
подобных бесчисленных обид и укоризн". Так говорили усердные защитники Малороссии. Но правители
Польши не внимали гласу истины, гласу самого бога в сердечных воплях народа2. "В вольном государстве
мы ни в чем не имеем вольности! -- восклицают в той же грамоте притесненные. -- Гонение коснулось
храмов наших и сокрушило алтари. Младенцы наши умирают без крещения, совершенно возросшие
живут вне законного брака, и мертвецы наши погребаются без подобающих православной церкви
обрядов!.." "Последуйте, -- продолжают они, -- последуйте стопам предшественников своих и возвратите
просящим со слезами прежнюю вольность нашу!.." Поляки были равнодушны к слезам и стонам, но
явился человек, предназначенный судьбами, сей новый Моисей народа малороссийского. Он явился, чтоб
извести его из работы, подобной египетской3. "Слезы приличны только женам, -- сказал он, -- мужи
должны действовать!"
Так восклицал человек сей, и это был Зиновий Богдан Хмельницкий! {Подлинное имя
Хмельницкого есть, кажется, Зиновий, а Богдан (как говорит изустное предание) только почетный
придаток к его имени. Народ почитал его данным от бога...} 4. Глас сего ревностного сына Отечества не
Стр.1