ГЛИНКА, Федор Николаевич [8(19).VI.1786 по другим данным -- 1785), имение Сутоки
Духовщинского у. Смоленской губ.-- 11(23).II.1880, Тверь] -- поэт, прозаик, драматург, журналист.
Декабрист. Брат С. Н. Глинки. Как и его брат, Федор Г. воспитывался в I кадетском корпусе (так после
преобразования назывался Сухопутный Шляхетский корпус). Окончив корпус в 1803 г., он уже через два
года был назначен адьютантом генерала М. А. Милорадовича. Боевой офицер, Г. участвовал в войне
1805--1807 гг., был при Аустерлице. В 1807 г., выйдя в отставку, стал сотенным начальником
дворянского Ополчения. В это время Г. много путешествует до России, занимается литературой. В 1812
г. Г. вновь вступил в армию и был адъютантом Милорадовича. Он участвовал в сражениях под
Смоленском и Бородином, в заграничных походах русской армии до конца 1814 г. За храбрость Г. был в
1812 г. награжден золотой саблей. В 1816 г. переводится в гвардейский Измайловский полк. В этом
полку образовалось Общество военных людей, которое создало свою библиотеку, а затем и "Военный
журнал". В 1818 г. этот журнал возглавил Г.
Ненависть к деспотизму, желание познать тайны мироздания и наклонность к мистике привели Г.
в масонскую ложу "Избранного Михаила". Стремясь к активному действию, он в 1816 г. вступил в "Союз
спасения", в начале 1818 г. стал одним из руководителей "Союза благоденствия". В 1819--1820 гг. Г.
участвовал в литературном обществе "Зеленая лампа", долгие годы был вице-председателем, а в 1819-1825
гг. председателем Вольного общества любителей российской словесности. Однако крайностей Г.
старался избегать, насилия не одобрял и республиканских взглядов друзей по тайному обществу не
разделял. Поэтому, когда в 1821 г. "Союз благоденствия" был распущен, Г. к Северному обществу не
примкнул, хотя знал и о его существовании, и о заговоре. После восстания 14 декабря он был арестован,
признан причастным к делу, уволен в отставку и сослан в Петрозаводск. Там ему позволили Поступить
на гражданскую службу.
После возвращения из ссылки Г. живет в Твери, он увлеченно занимается историей, по
поручению Географического общества изучает курганы. Его исследование "О древностях в Тверской
Карелии" (Спб., 1836) получает премию Географического общества.
В 40 гг. Г. сближается с кругом редакции "Москвитянина", особенно с историком М. П.
Погодиным, активно сотрудничает в журнале.
Первое стихотворение Г. "Глас патриота" напечатано в "Русском вестнике" в 1807 г. Г. посвятил
его Ломоносову. С творчеством Ломоносова он связывает первоначально свои литературные симпатии,
ожидая дальнейшего развития гражданственного направления. Отсюда в гражданской лирике Г.
довольно сильный оттенок дидактики, морализаторства. Вместе с тем на поэзию Г. сильно повлияли В.
А. Жуковский, с культом тайны, с интересом к мистике и постороннему, и Н. М. Карамзин,
обратившийся к природе, заново привлекший внимание к русской истории. Позднее Г. отмечал, что
Карамзин "заговорил языком чувства" и "как будто дал ключ к самой природе" (Грот К. Я. Н. М.
Карамзин и Ф. Н. Глинка.-- С. 3--4).
В ранних гражданских стихотворениях Г. воспевал военные походы, победу русского оружия
("Мечтания на берегах Волги (в 1810 году)", "Песнь русского воина при виде горящей Москвы",
"Авангардная песнь", "Партизан Давыдов" и т. п.). В них еще не столь явна самобытность таланта Г.
Правда, уже тогда появляются и аллегорические стихотворения с философской окраской -- "Сон",
"Осенняя грусть", переложения псалмов и т. п.
В 1823 г. в "Полярной звезде" Г. опубликовал одно из лучших своих стихотворений "Плач
плененных иудеев". Г. прибегает к библейской аллегории, чтобы изобразить современность. "Надежды
редко нам светили, / И те надежды были -- сон!" (Избр. произв.-- С. 153). Вообще библейская тема
приобретает в поэзии декабристов современное звучание, отдельные слова выделяются, превращаются в
символы. Такими символами становятся обычно ключевые понятия: "религия", "надежда", "любовь",
"совесть", "свобода", "истина". По мнению В. Базанова, эти понятия и составляют основные образы -символы
поэзии Г. (Избр. произв.-- С. 417).
В 1826 г., почти одновременно, Г. выпускает две книги: "Опыты аллегорий, или Иносказательное
описание в стихах и в прозе" и "Опыты священной поэзии" (Спб.). В них уже хорошо заметно "основное
противоречие идеологии" Г. (Избр. произв.-- С. 410) -- попытка придать религиозным понятиям не
только земной, конкретный смысл, но еще и тираноборческий, попытка сблизить религию и декабризм.
В годы ссылки и позднее Г. становится по преимуществу философским поэтом. Лучшие образны
философской лирики Г.-- стихотворения "Раздумье", "Все сущности вместив в себя природы..." и т. п. Г.
интересуют не только земля и ее судьбы, но и космос. Космос -- одновременно и начало и конечная цель
мироздания, его источник и его угроза. Эта двойственность ощущается в стихотворениях "В высь миры
летят стремглав к мирам...", "Две дороги".
Однако наибольшую известность принесли Г. не политические и философские стихотворения, а
лирические миниатюры "Узник" ("Не слышно шуму городского"), "Москва", "России верные сыны",
Стр.1