Актуальные проблемы современной науки, №2, 2015 Филологические науки Языкознание Прикладная и математическая лингвистика Якушева В.А., старший преподаватель Московского государственного университета технологий и управления им. <...> К.Г. Разумовского ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАГОЛОВКОВ СТАТЕЙ НА МЫШЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Ключевые слова: заголовок, мышление, СМИ, аббревиатуры, ментальное воздействие. <...> По мнению ряда ученых, современная фаза функционирования языка характеризуется тенденцией к отступлению от языковых норм. <...> Сами же языковые нормы отличаются известной размытостью границ и вариативностью. <...> Этот процесс можно отнести к числу синхроничных языковых универсалий. <...> Как утверждал Б. Л. Уороф, «принятые нормы употребления слов определяют некоторые формы мышления и поведения», и поэтому лингвистические формулы, которые в данном языковом социуме обозначают соответствующую ситуацию, являются ключом к объяснению и соответствующих поступков людей. <...> Очевидно, что язык современных средств массовой информации все более тяготеет к реализации средств вторичной номинации как форме языковой игры – неожиданное соположение лексических единиц дает окказиональное значение, одновременно высвечивая в референте новые ракурсы смысла, что призвано заострить внимание читателя, удерживая его в необходимом автору семантическом пространстве. <...> Неукоснительно расширяющееся поле информации, а также модернизация современных СМИ делают проблему языкового манипулирования сознанием личности все более актуальной как для специалистов, занимающихся вопросами социологии, политологии, философии, так и для языковедов. <...> Лингвистический ракурс проблемы предполагает выявление закономерностей и определенных механизмов в процессах восприятия информации, заложенной в конкретном тексте, а также прогнозирование воздействия данной информации на адресата. <...> Возможность прогнозирования воздействия базируется на данности: текст выстраивается <...>