Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского» Рахимова М.В. <...> ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ФИЛОСОФИИ: ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ Учебное пособие Челябинск 2016 1 УДК 101 ББК 87 Р27 Рахимова М.В. <...> Учебное пособие предназначено для студентов третьего курса по подготовки направлению «Музыковедение», «Композиция», «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором», «Искусство концертного исполнительства», «Музыкально-театральное искусство». <...> Современные технологии совершенствования природы и бытия человека (технологии бессмертия)………………………………. <...> Введение в философию сознания: от простого к сложному……. <...> Основные характеристики знания как понятия в гносеологии…. <...> Учебное пособие ориентировано на то, чтобы помочь студенту, изучающему философию, составить первоначальное представление о теории философии, ее историкофилософской проблематике, о средствах и методах, понятиях и категориях, составляющих ядро теоретического знания. <...> Целью учебного пособия является организация самостоятельной работы студентов по освоению теоретического материала в рамках наиболее важных тем теории философии. <...> 4 По завершении изучения курса студенты должны знать: основные направления, философские течения и школы, тенденции современного развития философского знания; философские основы научного познания, современные методы научного исследования; роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы; фундаментальные принципы и основы человеческого бытия, наиболее общие сущностные характеристики человеческого отношения к природе, обществу, культуре; условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры. <...> Задачи учебного модуля: охарактеризовать проблематику онтологии <...>
ВВЕДЕНИЕ_В_ТЕОРИЮ_ФИЛОСОФИИ__ОТ_ПРОСТОГО_К_СЛОЖНОМУ_.pdf
Государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Южно-Уральский государственный институт
искусств имени П.И. Чайковского»
Рахимова М.В.
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ФИЛОСОФИИ:
ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ
Учебное пособие
Челябинск 2016
1
Стр.1
УДК 101
ББК 87
Р27
Рахимова М.В. Введение в теорию философии: от простого к
сложному: учеб. пособие. – Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского,
2016. – 72 с.
Рецензенты:
Кузнецова Т.В., доктор философских наук, профессор кафедры
эстетики МГУ имени М.В. Ломоносова.
Мигунов А.С., доктор философских наук, профессор, заведующий
кафедрой эстетики МГУ имени М.В. Ломоносова.
В учебном пособии изложены основы теории философии, основные
этапы ее развития и методологии. Учебное пособие представляет собой
комплект учебно-методических материалов в модульно-рейтинговой
системе по курсу «Философия». Данная работа соответствует целям и
требованиям компетентностного подхода в системе высшего образования.
Учебное пособие предназначено для студентов третьего курса по
подготовки
направлению
«Музыковедение»,
«Композиция»,
«Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и
академическим хором», «Искусство концертного исполнительства»,
«Музыкально-театральное искусство».
© ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2016
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие………………………………………………………………. 4
I. Введение в онтологию: от простого к сложному………………....
9
1.1. Онтология как наука: проблемы и перспективы……………… 9
1.1.1. Характеристика понятия «бытие»: историко-философский
аспект………………………………………………………………... 10
1.1.2. Характеристика феномена материи: атрибуты материи………… 12
1.1.3. Основные принципы и учения о развитии мира………………… 16
1.1.4. Современные технологии совершенствования природы и бытия
человека (технологии бессмертия)………………………………... 20
II. Введение в философию сознания: от простого к сложному……. 31
2.1. Сознание как философская проблема:
сущность, природа, виды сознания……………………………… 31
2.1.1. Характеристика сознания: историко-философский аспект……... 32
2.1.2. Характеристика структуры сознания: отражение
и его эволюция……………………………………………………... 35
2.1.3. Виды сознания: общественное и индивидуальное сознание……. 38
2.1.4. Сознание, язык, общение………………………………………….. 39
2.1.5. Проблема «совершенствования и модификации»
сознания человека…………………………………………………. 41
III. Введение в гносеологию: от простого к сложному……………... 51
3.1. Гносеология как наука: проблемы теории……………………… 51
3.1.1. Историко-философские варианты гносеологии.
Теории познания……………………………………………………. 52
3.1.2. Характеристика субъекта и объекта познания………………...… 55
3.1.3. Основные характеристики знания как понятия в гносеологии…. 57
3.1.4. Основные методы познания………………………………………. 58
3.1.5. Истина. Варианты ее интерпретации.
Основные концепции истины……………………………………... 59
Глоссарий…………………………………………………………………. 65
3
Стр.3
III. ВВЕДЕНИЕ В ГНОСЕОЛОГИЮ:
ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ
3.1. Гносеология как наука: проблемы теории
Цель – охарактеризовать основные проблемы гносеологии.
Усвоив тему, Вы сможете:
формулировать основные проблемы гносеологии;
характеризовать теории познания;
формулировать природу субъекта и объекта познания;
выделять основные характеристики знания и методы познания;
характеризовать основные концепции истины.
Требования к знаниям и умениям по теме:
характеризовать проблему познания в историко-философском
контексте;
выделять и характеризовать теории познания;
анализировать природу субъектно-объектных отношений в
области гносеологии;
раскрывать понятие и основные характеристики знания;
формулировать понятие истины и основные варианты ее
интерпретации;
выделять и классифицировать основные методы познания;
Учебные результаты:
охарактеризовать основные исторические варианты гносеологии и
сложившиеся теории познания;
раскрыть проблему взаимной обусловленности субъекта и объекта
в познании;
выделить и сформулировать основные характеристики знания как
ключевого элемента в познании;
обозначить специфику природы истины и причин ее неизменной
мобильности/пластичности;
сформулировать основные концепции истины;
выделить и охарактеризовать основные методы познания.
План:
1. Историко-философские варианты гносеологии. Теории познания
2. Характеристика субъекта и объекта познания
51
Стр.51