№2(33)2011 (апрель-июнь) Вопросы экологии УДК 331.45 А. П. ЛАПИН, Р. Р. САДЫКОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРИ ТО И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЕЙ До 67% всех травм в АПК происходит при проведении технического обслуживания и ремонта автотранспортной техники. <...> При этом, в подавляющем большинстве случаев, травмирование происходит по вине самих водителей. <...> Это обусловлено не только недостаточной квалификацией работников, но и условиями труда в которых приходится выполнять указанные операции. <...> Рисунок 1 - Основные этапы определения системы показателей при оценке травмобезопасности В процессе эксплуатации автомобилей выполняются регламентные номерные виды технического обслуживания и ремонт узлов и агрегатов, которые выполняют в специально организованных производственных подразделениях - зонах (участках) технического обслуживания и текущего ремонта на специализированных или универсальных постах. <...> Количество постов на участке зависит от имеющейся производственной программы, а пропускная способность зависит от наличия требуемого технологического оборудования и инструмента, количества обслуживающего персонала и его квалификации, уровня механизации и т.п. <...> . На посту по ТО и ремонту автомобилей может быть как одно рабочее место, так и несколько. <...> Особенность условий работы работников на таких местах определяется совокупностью действия опасных и вредных производственных факторов, как на конкретном месте, так и во всем производственном подразделении. <...> Необходимо отметить, что трудовая деятельность работников по ТО и ремонту имеет специфические отличия от деятельности рабочих других профессий. <...> Это связано с тем, что они должны знать и уметь выполнять большое количество разных операций, большинство из которых (50-60%) относятся к средней и высокой степени сложности [2]. <...> При этом обеспеченность технологической документацией этих операций составляет 30-50%. <...> Отсутствие условий <...>