№ 2(37) 2012 (апрель-июнь) Образование и кадры УДК 378 Т. А. КОЗИНА, Д. А. ИСКОРКИН ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА В статье рассматривается понятие социокультурной наблюдательности в обучении деловому общению на иностранном языке. <...> Выявлены три стадии процесса формирования социокультурной наблюдательности студентов: постановка задачи наблюдения, фиксация наблюдаемого социокультурного признака и его интерпретация. <...> Основная задача преподавателя вуза иностранного языка – не просто ввести новую социокультурную информацию, а заставить студента самому участвовать в процессе обучения и познавания нового материала. <...> Поэтому при обучении иностранному языку большое значение имеет такая способность студента, как социокультурная наблюдательность. <...> В теории методики преподавания иностранного языка под социокультурной наблюдательностью традиционно определяют «способность, которая заключается в умении распознать существенные и малозаметные свойства языка, общества и культуры страны изучаемого языка» [1]. <...> Однако следует различать понятия «наблюдение», понимаемое нами как процесс познавательной деятельности и «наблюдательность» - как мыслительную способность человека. <...> В этом случае наблюдательность способствует успешному наблюдению, а, следовательно, и не менее успешному освоению учебного материала. <...> При этом роль преподавателя иностранного языка – сформировать навык активного наблюдения через развитие наблюдательности. <...> В данной статье мы рассматриваем наблюдательность как одну из способностей социокультурной компетенции студента. <...> Важно отметить, что необходимо сформировать у студента наблюдательность относительно следующих понятий лингвокультурной информации о стране изучаемого языка, а именно: - особенностях поведения людей; - вежливых формах речевого поведения; - особенностях жизни людей; - ценностях и жизненных <...>