06: 621 Г. И. ШАРОНОВ, В. В. ЛЯНДЕНБУРСКИЙ, И. В. НЕФЁДОВ, В. К. ШИЛИН ТРАНЗИСТОРНЫЕ И ТИРИСТОРНЫЕ МОДУЛИ ЗАЖИГАНИЯ СО ВСТРОЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ Проведён анализ вариантов микропроцессорной систем управления зажигания газового двигателя внутреннего сгорания КАМАЗ на базе транзисторных и тиристорных оконечных модулей зажигания, в котором исследование и контроль процесса искрообразования осуществляется путём фиксации амплитудно-временных параметров напряжения и токов в первичной и вторичной цепях. <...> Ключевые слова: микропроцессорная система управления зажиганием, транзисторные и тиристорные оконечные модули зажигания, амплитудно-временные параметры напряжения, токи в первичной и вторичной цепях, искровой разряд. <...> Из всех существующих систем зажигания наибольшее распространение получили транзисторные системы зажигания [1], однако наиболее перспективными являются конденсаторно-тиристорные модули зажигания (КТМЗ), преимущества которых в наибольшей мере проявляются при поджоге обедненных и бедных газовоздушных смесей. <...> КТМЗ обеспечивают надёжный поджог и полное сгорание топливовоздушных смесей на всех режимах работы двигателя. <...> Они характеризуются высоким амплитудным значением тока первой индуктивной составляющей искрового разряда, формирующего дуговой разряд, и высокой скоростью нарастания вторичного напряжения. <...> Это обеспечивает пробой увеличенного искрового зазор свечи зажигания, форсирует начальный очага горения и снижает вероятность пропусков воспламенения бензиновых и альтернативных видов топлива [2, 3, 4]. <...> Форсирование начальной фазы, т.е. ускорение развития начального очага горения достигается увеличением межэлектродного зазора свечи зажигания и энергии искрового инициирующего разряда. <...> Амплитуда тока и длительность искрового разряда, характеризующие при прочих равных условиях его энергию, существенно влияет на процессы воспламенения и горения топливовоздушной <...>