А.В. Фирсов, В.В. Посадов «Опыт идентификации неисправностей газотурбинных двигателей» УДК 629.7.036.3.018:534 А.В. Фирсов, В.В. Посадов (ОАО «НПО «Сатурн», Рыбинск) E-mail: firsov_1951@mail.ru ОПЫТ ИДЕНТИФИКАЦИИ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ УЗКОПОЛОСНОГО СПЕКТРАЛЬНОГО АНАЛИЗА ВИБРАЦИИ Обобщен многолетний опыт распознавания неисправностей в работе газотурбинных двигателей по результатам узкополосного спектрального анализа вибраций со штатных вибропреобразователей в контролируемой полосе частот, включающей частоты первых двух роторных гармоник. <...> Современные газотурбинные двигатели (ГТД) представляют собой сложную упруго-связанную многомассовую систему корпусов и роторов компрессора и турбины. <...> Существующая тенденция создания авиационного ГТД малого удельного веса с высокими параметрами достигается уменьшением массы всех без исключения элементов его конструкции при сохранении достаточной их прочности и увеличении частот вращения роторов. <...> В связи с этим двигатели имеют облегченные роторы, большинство из которых закритические, т.е. роторы, у которых критические частоты вращения на жестких опорах ниже максимальных рабочих частот вращения, а также гибкие силовые узлы и податливые элементы корпусов компрессора и турбины. <...> Чаще всего система роторы–корпус проектируется таким образом, что роторы при выходе на основные рабочие режимы проходят критические частоты вращения, так называемые опорные формы колебаний, генерируемые колебаниями роторов как жестких тел на резонансах их опор. <...> Вальные же формы колебаний роторов как потенциально наиболее опасные, связанные с изгибом роторов, находятся с достаточными запасами выше максимальных рабочих частот вращения. <...> Практически при существующей конверсионной политике такая силовая схема системы роторы–корпус переносится с базового авиационного ГТД на ГТД промышленного применения в энергетике и судостроении. <...> Соответственно, необходимость <...>