И.Г. Деренский «Использование квазирэлеевских волн для контроля железнодорожных рельсов» УДК 620.179 И.Г. Деренский (Технологический институт Южного федерального университета, Таганрог) E-mail: igorderensky@yandex.ru ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВАЗИРЭЛЕЕВСКИХ ВОЛН ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ Приведены результаты эксперимента по выявлению несплошностей в рельсе Р65, причем дефекты расположены на поверхности, противоположной поверхности, на которой установлен преобразователь. <...> Показано, что дефекты уверенно обнаруживаются на фоне структурного шума. <...> Ультразвуковой неразрушающий контроль поверхностными волнами не получил широкого применения в связи с физическими ограничениями (малая глубина прозвучивания, требование к качеству поверхности). <...> К тому же там, где можно использовать рэлеевские волны, этот метод зачастую заменяют более дешевыми магнитными методами. <...> В настоящее время поверхностные волны применяют для ограниченного числа изделий, таких как, например, детали после окончательной обработки, калиброванные продукты и др., поскольку затухание поверхностных волн кроме ослабления в материале объекта обусловливается еще и микронеровностями поверхности, следами грязи, смазки и т.п. <...> . Трещины, чтобы быть обнаруженными поверхностными волнами, должны быть незаполненными, т.е. если трещина имеет выход наружу, то в результате заполнения смазкой или водой она может быть и не выявлена. <...> Но в то же время можно обнаруживать подповерхностные трещины, не выходящие наружу, в отличие, например, от капиллярного метода [2]. <...> В условиях производства имеет большое значение производительность контроля. <...> Ультразвуковая дефектоскопия с помощью объемных волн, а также вихретоковый контроль требуют сканирования всей поверхности. <...> Волнами Рэлея можно охватить большую площадь контролируемого объекта, не перемещая преобразователь. <...> Ввиду малого затухания поверхностных волн они распространяются на большое расстояние, это дает <...>