Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Курсовые, дипломные работы, государственный экзамен по литературе (110,00 руб.)

0   0
АвторыНиконова Тамара Александровна, Тернова Татьяна Анатольевна, Фролова Анна Васильевна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц32
ID236061
АннотацияУчебное пособие подготовлено на кафедре русской литературы ХХ и ХХI веков Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов всех форм обучения.
Курсовые, дипломные работы, государственный экзамен по литературе / Т.А. Никонова, Т.А. Тернова, А.В. Фролова .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012 .— 32 с. — 31 с. — URL: https://rucont.ru/efd/236061 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КУРСОВЫЕ, ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Учебно-методическое пособие для вузов Составители: Т.А. Никонова, Т.А. Тернова, А.В. Фролова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012 Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 28 декабря 2011 г., протокол № 4 Рецензент профессор, доктор филологических наук С.Н. Филюшкина Учебное пособие подготовлено на кафедре русской литературы ХХ и ХХI веков Воронежского государственного университета. <...> 4 Требования к стилистическому оформлению научно-исследовательских работ . <...> 8 Требования к техническому оформлению научно-исследовательских работ . <...> ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Научно-исследовательские работы являются неотъемлемым компонентом подготовки специалиста на филологическом факультете. <...> Они выполняются студентами на основе знаний, полученных по теории и истории литературы, используют и развивают навыки самостоятельного анализа художественного текста и являются главным критерием оценки профессиональной подготовки специалиста. <...> Общими задачами исследовательских работ по литературоведению являются: – расширение и углубление теоретических знаний студентов в избранной области исследования; – выработка умений применять теоретические знания при исследовании конкретного литературоведческого материала; – развитие и закрепление навыков самостоятельной научной работы. <...> Вне зависимости от характера исследовательской работы она структурируется следующим образом: – титульный лист (см. приложения); – оглавление; – введение; – основная часть; – заключение; – список использованной литературы (библиография). <...> Оглавление <...>
Курсовые,_дипломные_работы,_государственный_экзамен_по_литературе.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КУРСОВЫЕ, ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Учебно-методическое пособие для вузов Составители: Т.А. Никонова, Т.А. Тернова, А.В. Фролова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Структура научно-исследовательских работ. Общие рекомендации ........... 4 Требования к стилистическому оформлению научно-исследовательских работ ...................................................................... 8 Требования к техническому оформлению научно-исследовательских работ .................................................................... 10 Курсовые работы .............................................................................................. 10 Итоговая государственная аттестация ............................................................ 13 Государственный экзамен по литературе ............................................... 13 Выпускная квалификационная работа .................................................... 15 Критерии оценки выпускной квалификационной работы ................... 17 Список использованной литературы ............................................................... 19 Приложения ....................................................................................................... 21 3
Стр.3
например, необходимо определить место конкретного автора в ряду современных ему литературных течений и направлений. Биографический метод ориентирует на изучение биографического материала как в личностном, так и в творческом аспектах, переходя от частных наблюдений к некоторым обобщениям. Стоит заметить, что основным приемом при работе с использованием эмпирических методов исследования становится реферирование. Число теоретических методов анализа текста чрезвычайно велико и пополняется с развитием науки. Назовем основные: – сравнительный; сравнительно-сопоставительный; – системно-типологический; – историко-функциональный; – лингвотекстологический; – культурологический; – структурно-системный; – поэтико-структурный; – интертекстуальный; – психоаналитический; – подтекстовый; – герменевтический; герменевтико-интерпретационный; – синергетический; – рецептивный. К сравнительному, сравнительно-сопоставительному анализу прибегают, выявляя специфику конкретного художественного решения, поскольку говорить об авторской индивидуальности и уникальности литературного текста можно только на фоне других текстов. Так, специфика новой жанровой формы произведения выявляется в сопоставлении с жанровым кАноном (термин М. Бахтина). Например, фрагментарность как признак романа ХХ века можно увидеть в сравнении с классическим романом XIX века с его логикой сюжетного развития, особенностями композиции, стиля. Варианты и уровни сопоставления неисчерпаемы, однако любое сравнение начинается с различения его предмета и объекта, с выбора критериев сравнения. Системно-типологический метод позволяет не только сравнивать литературные явления, но и осмыслять их в более широком контексте. Например, он позволяет осмыслить фрагментарный роман не только как новую жанровую модификацию, но и понять ее складывающуюся типологию, реализованную в ряде текстов, представляющих этот тип романа. Историко-функциональный метод позволяет увидеть развитие художественных форм в диахронии, посмотреть, как работает тот или иной художественный прием в разные эпохи. Например, при помощи историко-функционального метода можно выявить, что фрагментарность в прозе 20-х гг. ХХ века передает новое представление о времени, слом традиций, а в конце ХХ века безоценочно демонстрирует новую реальность. 6
Стр.6
Лингвотекстологический метод отчасти перекликается с историкоописательным и дает возможность проследить этапы создания текста. Метод культурологического анализа позволяет увидеть литературные явления на фоне других видов искусства, например, обнаружить импрессионистическое или экспрессионистическое начало в художественном тексте, проанализировать пьесу как текст, предназначенный для читателя и зрителя и мн. др. Применяя структурно-системный метод, можно исследовать разные уровни текста (сюжет и композицию, систему персонажей, стиховое начало: ритм, рифму). Этот метод во многом опирается на достижения точных наук, в частности математики. Он предполагает сопоставление и систематизацию явлений. Близок к нему метод поэтико-структурного анализа, однако в этом случае предметом рассмотрения становится поэтика художественного текста – уровень художественных средств. С его помощью, например, можно исследовать специфику организации метафоры у конкретного автора, выявляя мировоззренческое обоснование этого приема. Метод интертекстуального анализа предполагает сопоставление литературных явлений на уровне текстовых перекличек, обнаружение аллюзий и реминисценций. Психоаналитический метод требует специальной подготовки не только в области литературоведения, но и в области психологии, поэтому вряд ли возможен при выполнении курсовых и дипломных работ, однако в исследовательской литературе нередко встречается. Метод позволяет увидеть «тени» биографии автора в художественном тексте, подсознательно явленные читателю, а также рассмотреть персонаж литературного текста через призму психологии как модель определенного психотипа. Метод подтекстового анализа, предложенный К. Тарановским, позволяет выявить подтекстовый, то есть не выявленный в слове, смысл разных уровней художественного текста (например, табуирование политических процессов и персонажей). Метод нарративного анализа предполагает наблюдения над повествовательной структурой текста. В ходе работы исследуется фигура повествователя и реализация повествовательной дискурсивной стратегии (например, реализация темпа рассказывания в глагольных формах). Синергетический метод принадлежит к числу новейших. Он пришел в литературоведение из естественных наук (физики, биологии, географии, математики). Метод предполагает исследование переходных явлений в литературе (например, феномена проторомантизма). Герменевтический, герменевтико-интерпретационный методы также сравнительно недавно применяются в литературоведении. Первоначально они возникли в философии и позволяют исследовать проблему истолкования текста. 7
Стр.7
Метод рецептивного анализа предполагает изучение образа имплицитного (подразумеваемого) читателя, на которого ориентирован текст, а также приемов создания диалога между автором и читателем в художественном тексте. Основная часть работы представляет собой собственно научное исследование заявленной темы. В зависимости от сложности работы она может состоять из одной или двух-трех глав. В начале каждой главы целесообразно сформулировать задачи, в конце ее сделать краткие выводы или подвести итоги данного этапа рассмотрения темы. В Заключении суммируются результаты работы и приводятся основные выводы исследования. Обычно оно представляет собой резюме всей работы с указанием наиболее значимых итогов исследования. В Заключении характеризуется степень разрешенности задач, поставленных во Введении. Подводя итоги работы, целесообразно избегать прямых цитат, ссылок на работы других авторов, так как Заключение должно быть обобщением собственных результатов исследования. Если проделанная работа подтвердила правоту исследователя, на работу которого была сделана ссылка во Введении, то в Заключении может быть воспроизведена отдельная мысль или целостная концепция научного предшественника. Это покажет умение вести научную полемику, опираться на имеющийся научный опыт, отличая его от элементарного списывания. Список использованной литературы – неотъемлемая часть любой научно-исследовательской работы. К его оформлению предъявляются жесткие требования потому, что он позволяет документально подтвердить достоверность и точность приводимых заимствований (текстов, фактов и т. д.), характеризует степень изученности автором научной проблемы. Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки. Сначала в алфавитном порядке приводятся сведения о художественной, затем (также в алфавитном порядке) – о научно-критической литературе. Образцы оформления библиографии см. в приложении 3. ТРЕБОВАНИЯ К СТИЛИСТИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ 1. Тема исследования должна быть раскрыта полно и обстоятельно. Следует изучить как можно больше источников по теме, изложить взгляды разных исследователей на проблему, не допуская прямого списывания, пересказывая суть научной концепции своего предшественника, подкрепляя ее достоверность документированными ссылками. 2. Работа должна быть композиционно стройной и логичной. Нужно следить за четкостью, корректностью, связностью изложения, избегать повторов и нарушения исследовательской логики. 8
Стр.8