Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Информационно-библиографическое обслуживание. Вып.1. История и современное состояние (220,00 руб.)

0   0
АвторыЖабко Е. Д. , Мангутова С. Д. , Гейро Л. С. , Жабко Е. Д.
ИздательствоСПб.: РНБ
Страниц112
ID48316
АннотацияНастоящий сборник посвящен истории и современным проблемам информационно-библиографического обслуживания (ИБО) в России и за рубежом. Показаны место и роль ИБО в единой системе библиотечного обслуживания, особенности ИБО в условиях активного внедрения новых информационных технологий в практику работы библиотек.
Кому рекомендованоСборник предназначен библиографам научных и публичных библиотек, преподавателям и студентам вузов культуры и искусств.
ISBN978-5-8192-0166-3
УДК025.5 (045)
ББК78.5
Информационно-библиографическое обслуживание. Вып.1. История и современное состояние / ред.: Л.С. Гейро, Е.Д. Жабко; Е.Д. Жабко, С.Д. Мангутова .— Сборник статей .— Санкт-Петербург : РНБ, 2003 .— 112 с. — Библиогр. и примечания в конце статей .— ISBN 978-5-8192-0166-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/48316 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1 РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Вып. <...> 1 История и современное состояние Сборник статей Санкт-Петербург 2003 2 УДК 025,5 (045) ББК 78,5 л 43 Научный редактор: Е. Д. Жабко, Составители: Е. Д. Жабко, С. Д. Мангутова Редактор: Л. С. Гейро, канд. филол. наук Настоящий сборник посвящен истории и современным проблемам информационно-библиографического обслуживания (ИБО) в России и за рубежом. <...> Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета РНБ Подписано к печати 25.08.03. <...> Из истории группы использования каталогов Информационно-библиографического отдела РНБ .... <...> Справочно-библиографическая служба Библиотеки Академии наук: первые годы работы (1930—1935)... <...> 43 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ Жабко Е. Д. <...> Справочно-библиографическое обслуживание в 1990-е годы: Тенденции развития ............. 54 Минкина В. А. <...> 82 Беглик А. Г. Справочный потенциал сети World Wide Web: Критерии отбора ресурсов для использования в справочнобиблиографическом обслуживании ................. 91 Войскунский В. Г. Пользовательский интерфейс и поисковые стратегии ........................... 100 Салливан Х. <...> Славянская справочная служба: тенденции развития и новые возможности... <...> 107 Коротко об авторах .............................. 112 4 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ АПУ ББЗ БД ГИК ИБО ИБО ИП ИПС ИПЯ МБА НТИ НТЦ ОБиК ОИЭР ОУНБ ОФО ПБД ПОБД ПП СБА CБО — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — СБФ СПА СПС УНБ ЦГБ ЦГПБ ЦПИ ЦСБ ЦСБД-НТИ — — — — — — — — — ЭСО ЭК ОРАС RLIN WWW — — — — — алфавитно-предметный указатель библиотечно-библиографические знания база данных группа использования каталогов информационно-библиографическое обслуживание информационно-библиографический отдел информационная потребность информационно-поисковая система информационно-поисковый язык <...>
Информационно-библиографическое_обслуживание._Вып.1._История_и_современное_состояние.pdf
1 РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Вып. 1 История и современное состояние Сборник статей Санкт-Петербург 2003
Стр.1
2 УДК 025,5 (045) ББК 78,5 л 43 Научный редактор: Е. Д. Жабко, Составители: Е. Д. Жабко, С. Д. Мангутова Редактор: Л. С. Гейро, канд. филол. наук Настоящий сборник посвящен истории и современным проблемам информационно-библиографического обслуживания (ИБО) в России и за рубежом. Показаны место и роль ИБО в единой системе библиотечного обслуживания, особенности ИБО в условиях активного внедрения новых информационных технологий в практику работы библиотек. Сборник предназначен библиографам научных и публичных библиотек, преподавателям и студентам вузов культуры и искусств. Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета РНБ Подписано к печати 25.08.03. Формат 60×84/16. Бумага писчая. Печать офсетная. Усл. печ. л. 12,0. Уч. изд. л. 11,5. Тираж 500 экз. Заказ № 129 Издательство «Российская национальная библиотека», ОП. 191069, Санкт-Петербург, Садовая ул., 18. ISBN 5-8192-0166-3 © Российская национальная библиотека, 2003 г.
Стр.2
3 СОДЕРЖАНИЕ Список сокращений ................................. 4 Предисловие ....................................... 6 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Антонов В. В., Керзум А. П., Хмелевская Н. А. Из истории Информационно-библиографического отдела РНБ ..... 8 Ронина Е. С. Из истории группы использования каталогов Информационно-библиографического отдела РНБ .... 19 Сидоренко Н. А. Справочно-библиографическая служба Библиотеки Академии наук: первые годы работы (1930—1935)...24 Леликова Н. К. Деятельность РНБ по созданию библиографических работ: История и современное состояние ...30 Ричардсон Дж. Теория справочного обслуживания: Американский опыт — прошлое, настоящее и будущее...43 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ Жабко Е. Д. Справочно-библиографическое обслуживание в 1990-е годы: Тенденции развития ............. 54 Минкина В. А. Обретение заслуженного: справочнобиблиографическое обслуживание с использованием сетевых информационных ресурсов ........................ 64 Елисина Е. Ю. Новые технологии и информационное обслуживание пользователей в Российской государственной библиотеке ..................................... 68 Тихонова Е. В. Использование справочно-правовых систем в информационно-библиографическом обслуживаНИИ...74 Мангутова С. Д. Библиографическое обеспечение петербурговедения: опыт Российской национальной библиотеки...82 Беглик А. Г. Справочный потенциал сети World Wide Web: Критерии отбора ресурсов для использования в справочнобиблиографическом обслуживании ................. 91 Войскунский В. Г. Пользовательский интерфейс и поисковые стратегии ........................... 100 Салливан Х. Славянская справочная служба: тенденции развития и новые возможности...107 Коротко об авторах .............................. 112
Стр.3
4 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ АПУ ББЗ БД ГИК ИБО ИБО ИП ИПС ИПЯ МБА НТИ НТЦ ОБиК ОИЭР ОУНБ ОФО ПБД ПОБД ПП СБА CБО СБФ СПА СПС УНБ ЦГБ ЦГПБ ЦПИ ЦСБ ЦСБД-НТИ ЭСО ЭК ОРАС RLIN WWW БАН БЕН РАН ВГБ ВГБИЛ ВИНИТИ — алфавитно-предметный указатель — библиотечно-библиографические знания — база данных — группа использования каталогов — информационно-библиографическое обслуживание — информационно-библиографический отдел — информационная потребность — информационно-поисковая система — информационно-поисковый язык — межбиблиотечный абонемент — научно-техническая информация — научно-технический центр — отдел библиографии и краеведения — отдел использования электронных ресурсов — областные универсальные научные библиотеки — отдел фондов и обслуживания — полнотекстовые базы данных — проблемно-ориентированные базы данных — поисковое предписание — справочно-библиографический аппарат — 1) справочно-библиографическое обслуживание 2) справочно-библиографический отдел — справочно-библиографический фонд — справочно-поисковый аппарат — справочно-правовая система — универсальная научная библиотека — центральная городская библиотека — центральная городская публичная библиотека — центр правовой информации — центральная справочная библиотека — централизованная система БД по научно-технической информации — электронное справочное обслуживание — электронный каталог — online public access catalogue — Research Libraries Information Network — World Wide Web СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ — Библиотека Российской академии наук — Библиотека по естественным наукам Российской академии наук — Всероссийская геологическая библиотека Министерства природных ресурсов РФ — Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино — Всероссийский институт научно-технической информации
Стр.4
5 ВКП ВНТИЦ ГБЛ ГПБ ГПИБ ГПНТБ — Всесоюзная книжная палата, с 1992 г. — РКП — Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства промышленности, науки и технологий РФ — Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина, с 1992 г. — РГБ — Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, с 1992 г. — РНБ — Государственная публичная историческая библиотека — Государственная публичная научно-техническая библиотека ГПНТБ СО РАН — Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук ГЦНМБ ИНИОН РАН ИПБ ИФЛА НБ МГУ РГБ РГБИ РГЮБ РКП РНБ РФПР РФФИ СПбГАК СПбГИК СПбГУКИ ФАПСИ ISI OCLC — Государственная центральная научная медицинская библиотека — Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук — Императорская Публичная библиотека, с 1918 г. — ГПБ — (International Federation of Library Associations) Международная федерация библиотечных ассоциаций — Научная библиотека Московского государственного университета НИО «Информкультура» — Научно-исследовательский отдел «Информ культура» — Российская государственная библиотека — Российская государственная библиотека по искусству — Российская государственная библиотека для юношества — Российская книжная палата — Российская национальная библиотека — Российский Фонд правовых реформ — Российский фонд фундаментальных исследований — Санкт-Петербургская государственная академия культуры, с 1999 г. — СПбГУКИ — Санкт-Петербургский государственный институт культуры, с 1994 г. — СПбГАК — Санкт-Петербургский государственный Университет культуры и искусства — Федеральное агентство правительственной связи и информации — Institute of Science Information — Online Computer Library Center
Стр.5
6 ПРЕДИСЛОВИЕ Информационное и справочно-библиографическое обслуживание читателей на протяжении многих десятилетий было и продолжает оставаться одним из наиболее важных направлений деятельности библиотек. И если в 1970—80-е годы оно привлекало пристальное внимание исследователей, то в последние годы наблюдается недостаток публикаций по данной тематике. Вместе с тем интерес профессионального сообщества к проблемам библиографического обслуживания очевиден, что обусловлено во многом изменениями информационной среды, ведущими к трансформации содержательных характеристик деятельности. В этой связи представляется целесообразным приступить к изданию сборников статей по различным направлениям информационного обслуживания пользователей библиотек. Настоящий сборник исходно задумывался как юбилейное издание, посвященное 80-летию ИБО РНБ. Поэтому основная цель состояла в максимально полном отражении предпосылок создания отдела, основных этапов его развития, включая реализацию отдельных направлений деятельности, на протяжении более чем восьмидесятилетнего периода. Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) как базовая функция библиотек, его место и роль в единой системе библиотечного обслуживания, особенности СБО в других библиотеках также стали предметом рассмотрения. Название сборника «Информационно-библиографическое обслуживание: история и современное состояние определило его структуру. Все вошедшие в сборник статьи объединены в два раздела. В первый раздел «Исторические аспекты развития справочно-библиографического обслуживания» вошли статьи, посвященные истории справочно-библиографических отделов крупных библиотек страны и отдельным направлениям их деятельности. Открывает сборник статья В. В. Антонова, А. П. Керзума и Н. А. Хмелевской по истории ИБО РНБ. Перед авторами стояла сложная задача представления целостной картины развития Отдела, на протяжении многих лет со дня своего основания остающегося «интеллектуальным центром» Библиотеки1 . История отдела находится в тесной связи с историей библиотеки и историей всей страны. Поэтому в публикации в историческом контексте рассмотрены практически все направления работы от обслуживания читателей на библиографических пунктах, формирования подручных картотек, выпуска библиографических указателей до реализованных в самое недавнее время современных проектов. Библиографическая проработка читательских требований, их шифровка, работа по выявлению изданий, отсутствующих в фондах библиотеки, является одним из важнейших направлений деятельности группы использования каталогов ИБО РНБ, о котором рассказывает статья Е. С. Рониной. Общеизвестно, что библиографическая деятельность в целом состоит из двух взаимосвязанных направлений – создания библиографических пособий и справочно-библиографического обслуживания, в котором эти пособия играют особую роль, создавая необходимую ресурсную базу для выполнения запросов пользователей. Истории и современному состоянию деятельности национальной библиотеки в области создания библиографических работ посвящена статья Н. К. Леликовой. История становления справочно-библиографической службы БАН отражена в статье Н. А. Сидоренко. Статья охватывает период с начала 1920-х до середины 1930-х гг., когда закладывалась и формировалась универсальная система справочного обслуживания, действующая в БАН и по сей день. В статье известного американского исследователя, профессора Калифорнийского университета Дж. Ричардсона, прослеживается развитие теории справочного обслуживания в США. Автор анализирует вклад, который внесли в эволюцию СБО три ведущих специалиста в этой области С. С. Грин, И. Г. Мадж и М. Хатчинс. Статья включает биографические очерки и анализ учебников по справочному обслуживанию, используемых для обучения будущих специалистов. В заключительной части статьи на основе результатов использования справочных экспертных систем доказывается необходимость пересмотра существующих теоретических концепций СБО. Хотя история развития СБО в нашей стране достаточно продолжительна и многопланова, сложно разбить ее на периоды из-за отсутствия единых логических и научно обоснованных основ периодизации. Временной границей, разделяющей данный сборник на «историческую» и «современную» части, стали 1990-е гг., когда в
Стр.6
7 отечественных библиотеках стали на системной основе формироваться локальные библиографические базы данных и электронные каталоги, чуть позже — использоваться CD-ROM технологии и уже в конце десятилетия — возможности Интернет. Именно в начале 1990-х гг. закончился период модернизации, когда использование информационных технологий улучшало обслуживание и повышало его эффективность, не затрагивая сущностных характеристик, и начался период трансформации, когда внедрение информационных технологий ведет к коренным изменениям процессов обслуживания. Поэтому вторая часть сборника «Направления развития информационного обслуживания в электронной среде» преимущественно посвящена технологическим и организационным изменениям, произошедшим за последние десять лет в обслуживании пользователей под влиянием современных информационных технологий. Его открывает статья Е. Д. Жабко, в которой выявляются тенденции развития современного СБО за рубежом и в нашей стране, характеризуются приоритетные направления деятельности (онлайновый доступ, электронное справочное обслуживание и информационное обучение пользователей). Теоретическому осмыслению сущности информационно-библиографического обслуживания, реализующегося на основе сетевых технологий, посвящена статья В. А. Минкиной. В статье Е. Ю. Елисиной прослеживается развитие информационного обслуживания на базе электронных ресурсов в РГБ. Логическим продолжением вышеперечисленных публикаций стала статья В. Г. Войскунского, который, углубляя тему организации автоматизированного поиска, обращается к проблемам создания максимально удобного пользовательского интерфейса электронного каталога и определения оптимальной поисковой стратегии для выполнения запросов пользователей. В последние несколько лет одной из доминирующих тенденций развития обслуживания в целом является усиление специализации. Интенсивное создание в библиотеках центров правовой информации, работающих на основе справочных правовых систем, открыло новые возможности СБО. Подробному анализу поисковых характеристик таких систем и определению их места в структуре СБО посвящена статья Е. В. Тихоновой. В статье С. Д. Мангутовой описывается опыт РНБ по созданию, поддержке и обеспечению доступа к информационно-поисковой системе по петербурговедению, поисковый массив которой формируется на основе аналитико-синтетической переработки документального потока. В статье А. Г. Беглик доказана возможность использования справочного потенциала сети World Wide Web в обслуживании пользователей. Статья Х. Салливан посвящена анализу современного состояния экспертных справочных служб в США и деятельности Славянской справочной службы Иллинойсского университета по обслуживанию удаленных пользователей. В целом, сборник может представлять интерес для широкой аудитории, включая исследователей, библиотекарей-практиков, преподавателей, аспирантов и студентов библиотечных и информационных факультетов университетов культуры. ПРИМЕЧАНИЯ 1 В подготовке материалов для статьи принимали участие В. Н. Дружинина, Е. Д. Жабко, Е. Н. Иванова, Э. А. Урусова, С. Э. Платонова.
Стр.7
112 КОРОТКО ОБ АВТОРАХ Антонов Валерий Васильевич Беглик Анжела Геральдовна Елисина Елена Юрьевна Жабко Елена Дмитриевна Керзум Андрей Павлович — главный библиограф ИБО РНБ — библиограф ИБО РНБ Войскунский Владимир Григорьевич — старший науч. сотрудник Отдела обработки и каталогов РНБ, канд. техн. наук — заведующая ОИЭР РГБ — заведующая ИБО РНБ, канд. пед. наук — главный библиограф ИБО РНБ Леликова Наталья Константиновна — заведующая ОБиК, канд.пед. наук Мангутова Светлана Дмитриевна — главный библиограф ИБО РНБ Минкина Валентина Альфредовна — заведующая Ричардсон Джон Ронина Евгения Соломоновна Салливан Хелен Сидоренко Наиля Афрасябовна Тихонова Елена Валерьевна кафедрой технической информации Санкт-Петербургского университета, д-р пед. наук — профессор Калифорнийского университета (Лос-Анджелес, США) — главный библиограф ИБО РНБ — руководитель Славянской справочной службы Иллинойсского университета (Урбана, США) — заведующая СБО БАН — заместитель заведующего ИБО РНБ, заведующая Центром правовой информации РНБ Хмелевская Наталья Александровна — ведущий библиограф ИБО РНБ
Стр.112

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.