Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 487127)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

"""Кто виноват?"" и другие повести и рассказы Герцена"

0   0
Первый авторБабаев
Страниц8
ID4827
АннотацияО творчестве автора (Герцен Александр Иванович).
Кому рекомендованоО творчестве автора
Бабаев, Э. """Кто виноват?"" и другие повести и рассказы Герцена" : Очерк / Э. Бабаев .— 1979 .— 8 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И ДРУГИЕ ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ ГЕРЦЕНА Герцен прожил удивительную жизнь, которая складывалась но законам истории. <...> Герцеа участвовал в революции 1848 года в Европе, содействовал отмене крепостного права в 1861 году в России и умер в 1870 году, накануне провозглашения Парижской коммупы. <...> Тогда же, в 40-е годы, Герцен начал писать повести и рассказы: "Кто виноват? <...> В 50 - 60-е годы Герцен написал серию публицистических и исторических работ, в которых он разбирает причины неудачи и уроки европейской революции 1848 года: "Письма из Франции и Италии" (1850), "С того берега" (1850), - и вновь принимается за повести, которые он наавал "Прерванными рассказами": "Долг прежде всего" (1847 - 5851), "По-врожденный" (1851), "Трагедия за стаканом грога" (1863), "Aphorismata" (1863), "Доктор, умирающие и мертвые <...> Повести и рассказы Герцена были своеобразным "введением" к его книге "Былое и думы", самому зрелому и законченному произведению русской исторической и философской мысли второй половины XIX века. <...> При видимой отрывочности повествования, когда рассказ от автора сменяется письмами героев, выдержками из дневника, биографическими отступлениями, роман Герцена был строго последователен. <...> Основную мысль рем am критик А. А. Григорьев видел в том, что проблема века получает у Герцена не личное, а общее значение: "Виноваты не -мы, а та ложь, сетями которой опутаны мы с самого детства" [А. А. Григорьев. <...> ]. Но Герцена занимала и проблема нравственного самосознания личности, Среди героев Герцена нет "злодеев", которые бы сознательно и преднамеренно творили зло своим ближним. <...> Даже генерал Негров, владелец "белых рабов", крепостник а деспот по обстоятельствам своей жизни, изображав как человек, в котором "жизнь задавила не одну возможность". <...> Мысль Герцена была социальной по существу, он изучал психологию своего времени а видел прямую связь характера человека с его средой. <...> И вот на первую ступень "лестницы восхождения" вступает Круциферский, мечтатель и романтик, уверенный в том <...>
Кто_виноват_и_другие_повести_и_рассказы_Герцена.pdf
Э.Бабаев "КТО ВИНОВАТ?" И ДРУГИЕ ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ ГЕРЦЕНА Герцен прожил удивительную жизнь, которая складывалась но законам истории. Важнейшие даты его биографии была вместе с тем хронологией великих событий целого столетия. Он родился в 1812 году в Москве, и его "колыбель освещало пламя Отечественной войны". Восстание декабристов в 1825 году в Петербурге "разбудило ребяческий сон" его души. Герцеа участвовал в революции 1848 года в Европе, содействовал отмене крепостного права в 1861 году в России и умер в 1870 году, накануне провозглашения Парижской коммупы. В 1912 году, к столетию со дня рождения Искандера, за пять лет до победы социалистической революции в Россия, В. И. Ленин напечатал статью "Памяти Герцена", в которой сказал о том, что имя Герцена неотделимо от русской история. "В крепостной Россия 40-х годов XIX пека он сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени" [В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 21, с. 273]. Герцеа дебютировал в начале 40-х годов как философ я публицист. Известность ему принесли такие теоретические работы, как "Дилетантизм в науке" (1842 - I8i3) и "Письма об изучении природы" (1844 - 1846), блестящий очерк история европейской философия. Тогда же, в 40-е годы, Герцен начал писать повести и рассказы: "Кто виноват?" (184I - 1846), "Сорока-воровка" (1846), "Доктор Крупов" (1846), "Мимоездом" (1846). Он создал новый вканр идеологической, философской повести, представляющей кроме художественного еще и теоретический интерес. Дебют Герцена в качестве художника был блестящим. Некрасов был восхищен мастерством и свободой его повестей! "Так и кажется, что он только и делал весь свой век, что писал повести: такая ровность и ни одной фальшивой ноты" [Н. А. Некрасов. Полн. собр. соч. в писем, т. X. М., Гос-литиздат, 1953, с. 49]. В 50 - 60-е годы Герцен написал серию публицистических и исторических работ, в которых он разбирает причины неудачи и уроки европейской революции 1848 года: "Письма из Франции и Италии" (1850), "С того берега" (1850), - и вновь принимается за повести, которые он наавал "Прерванными рассказами": "Долг прежде всего" (1847 - 5851), "По-врожденный" (1851), "Трагедия за стаканом грога" (1863), "Aphorismata" (1863), "Доктор, умирающие и мертвые" (1869). Написанные в годы эмиграции, они по своему внутреннему содержанию тесно связаны с художественными произведениями начального "блестящего периода" его жизни. Повести и рассказы Герцена были своеобразным "введением" к его книге "Былое и думы", самому зрелому и законченному произведению русской исторической и философской мысли второй половины XIX века. Достоинство Герцена состоит в том, что ов был не только великим мыслителем, но и великим художником. "Это писатель, художественный, - говорил Лев Толстой, - если не выше, то уж наверное равный вашим первым писателям" ["Л. Н. Толстой о литературе". Гослитиздат, 1955, с. 228-229]. как писатель Л., * * * Свою книгу "Кто виноват?" Герцен назвал "романом в двух частях". Но он называл эту книгу и повестью: "Кто виноват?" была первая повесть, которую я написал". Это и был роман в нескольких повестях, имеющих внутреннюю связь, последовательность и единство. "У Искандера, - отмечал Белинский, - мысль всегда впереди" [В. Г. Белинский. Собр. соч., т. III. M, Изд-во АН СССР, 1948, с. 830]. Герцен "чувствовал необходимость перевода, - нет, развития в жизнь философии". И" этой "необходимости" я возник замысел злободневного романа с необычайно острым и полемическим названием: "Кто виноват?". Однако Герцен не был сухим рационалистом. В его повестях есть глубокая лирическая основа. И своим успехом он о6язан лиризму повествования не в меньшей степени, чем самобытной мысли, положенной в основу повествования. Композиция романа "Кто виноват?" в высшей степени оригинальна. Только первая глава первой части имеет собственно романическую форму экспозиции и завязки действия - "Отставной генерал и учитель, определяющийся к месту". Далее следуют: "Биография их превосходительств" и "Биография Дмитрия Яковлевича Круциферскаго". Глава "Житье-бытье" являет я главой из
Стр.1