Э.Бабаев
"КТО ВИНОВАТ?" И ДРУГИЕ ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ ГЕРЦЕНА
Герцен прожил удивительную жизнь, которая складывалась но законам
истории. Важнейшие даты его биографии была вместе с тем хронологией великих
событий целого столетия. Он родился в 1812 году в Москве, и его "колыбель
освещало пламя Отечественной войны". Восстание декабристов в 1825 году в
Петербурге "разбудило ребяческий сон" его души. Герцеа участвовал в
революции 1848 года в Европе, содействовал отмене крепостного права в 1861
году в России и умер в 1870 году, накануне провозглашения Парижской
коммупы.
В 1912 году, к столетию со дня рождения Искандера, за пять лет до
победы социалистической революции в Россия, В. И. Ленин напечатал статью
"Памяти Герцена", в которой сказал о том, что имя Герцена неотделимо от
русской история. "В крепостной Россия 40-х годов XIX пека он сумел
подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями
своего времени" [В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 21, с. 273].
Герцеа дебютировал в начале 40-х годов как философ я публицист.
Известность ему принесли такие теоретические работы, как "Дилетантизм в
науке" (1842 - I8i3) и "Письма об изучении природы" (1844 - 1846),
блестящий очерк история европейской философия.
Тогда же, в 40-е годы, Герцен начал писать повести и рассказы: "Кто
виноват?" (184I - 1846), "Сорока-воровка" (1846), "Доктор Крупов" (1846),
"Мимоездом" (1846). Он создал новый
вканр идеологической, философской
повести, представляющей кроме художественного еще и теоретический интерес.
Дебют Герцена в качестве художника был блестящим. Некрасов был
восхищен мастерством и свободой его повестей!
"Так и кажется, что он только и
делал весь свой век, что писал
повести: такая ровность и ни одной фальшивой ноты" [Н. А. Некрасов. Полн.
собр. соч. в писем, т. X. М., Гос-литиздат, 1953, с. 49].
В 50 - 60-е годы Герцен написал серию публицистических и исторических
работ, в которых он разбирает причины неудачи и уроки европейской революции
1848 года: "Письма из Франции и Италии" (1850), "С того берега" (1850), - и
вновь принимается за повести, которые он наавал "Прерванными рассказами":
"Долг прежде всего" (1847 - 5851), "По-врожденный" (1851), "Трагедия за
стаканом грога" (1863), "Aphorismata" (1863), "Доктор, умирающие и мертвые"
(1869). Написанные в годы эмиграции, они по своему внутреннему содержанию
тесно связаны с художественными произведениями начального
"блестящего
периода" его жизни.
Повести и рассказы Герцена были своеобразным "введением" к его книге
"Былое и думы", самому зрелому и законченному произведению русской
исторической и философской мысли второй половины XIX века.
Достоинство Герцена состоит в том, что ов был не только великим
мыслителем, но и великим художником. "Это писатель,
художественный, - говорил Лев Толстой, - если не выше, то уж наверное
равный вашим первым писателям" ["Л. Н. Толстой о литературе".
Гослитиздат, 1955, с. 228-229].
как писатель
Л.,
* * *
Свою книгу "Кто виноват?" Герцен назвал "романом в двух частях". Но он
называл эту книгу и повестью: "Кто виноват?" была первая повесть, которую я
написал". Это и был роман в нескольких повестях, имеющих внутреннюю связь,
последовательность и единство. "У Искандера, - отмечал Белинский, - мысль
всегда впереди" [В. Г. Белинский. Собр. соч., т. III. M, Изд-во АН СССР,
1948, с. 830]. Герцен "чувствовал необходимость перевода, - нет, развития в
жизнь философии". И" этой "необходимости" я возник замысел злободневного
романа с необычайно острым и полемическим названием: "Кто виноват?".
Однако Герцен не был сухим рационалистом. В его повестях есть глубокая
лирическая основа. И своим успехом он о6язан лиризму повествования не в
меньшей степени, чем самобытной мысли, положенной в основу повествования.
Композиция романа "Кто виноват?" в высшей степени оригинальна. Только
первая глава первой части имеет собственно романическую форму экспозиции и
завязки действия - "Отставной генерал и учитель, определяющийся к месту".
Далее следуют: "Биография их превосходительств" и "Биография Дмитрия
Яковлевича Круциферскаго". Глава "Житье-бытье"
являет я главой из
Стр.1