Теоретический анализ проблемы воспитания и образования
с позиции возрастной специфики дошкольников ……………22-36 <...> Эмоции как возрастная ценность детей дошкольного
возраста и фактор успешности воспитательнообразовательного процесса……………………………………... <...> Значение и место эмоционального компонента в разных
видах детской деятельности………………………………….. <...>
5
Изучение научных трудов отечественных и зарубежных психологов,
педагогов дают основание говорить о том, что одной из важных возрастных
ценностей
дошкольников,
факторов,
влияющих
на
успешность
воспитательно-образовательного процесса, является природно заданная
эмоциональность, эмоции ребенка. <...> Эмоциональная сфера выводится в ранг
ведущих
основ
личности
дошкольника,
ее
«центрального
звена»
(Л.С.Выготский), «ядра индивидуальности» (А.В.Запорожец), первичной
структуры, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности ребѐнка,
его ориентацию в окружающем мире. <...> Аффективная сфера наряду с другими сферами
личности (интеллектуально-познавательной, волевой, т.д.) должна проходить
в дошкольном возрасте путь культурного развития, что обуславливает
становление
индивидуального
опыта
экспрессивного
самовыражения,
эмоционально-оценочного отношения к миру, разнообразие проявления
нравственных, эстетических переживаний, др. <...> Как
дошкольных
свидетельствуют
результаты
изучения
учреждений,
эмоциональная
жизнь
практики
детей
во
работы
многих
7
проявлениях остаѐтся вынесенной за рамки воспитательно-образовательного
процесса. <...> Опрос дошкольных работников Тульской,
Московской, Орловской областей, Приморского и Хабаровского краев
позволил установить, что затруднения наиболее ярко проявляются при
определении
направлений,
входящих
в
эмоциональное
развитие
дошкольников, выборе содержания, методов, педагогических средств,
обеспечивающих <...>
Теория_и_практика_эмоционально_развивающего_воспитания_и_образования_детей_дошкольного_возраста._Диссертация_на_соискание_учёной_степени__доктора_педагогических_наук__.pdf
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
На правах рукописи
Ежкова Нина Сергеевна
Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и
образования детей дошкольного возраста
13.00.07 – теория и методика дошкольного образования
Диссертация на соискание учѐной степени
доктора педагогических наук
Научный консультант:
доктор педагогических наук, профессор
Маслов Сергей Ильич
Тула - 2009
Стр.1
2
Оглавление
Введение……………………………………………………………….4-21
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы
эмоционально развивающего воспитания и образования
детей дошкольного возраста.
1.1. Теоретический анализ проблемы воспитания и образования
с позиции возрастной специфики дошкольников ……………22-36
1.2. Эмоции как возрастная ценность детей дошкольного
возраста и фактор успешности воспитательнообразовательного
процесса……………………………………...37-62
1.3. Эмоциональный компонент – структурная единица
дошкольного образования, его функции………………………63-80
Глава 2. Теоретико-методологический анализ
эмоционального компонента образования.
2.1. Концептуальные основания эмоционального компонента
образования дошкольников……………………………………81-100
2.2. Модель реализации эмоционального компонента в
воспитательно-образовательном процессе дошкольных
учреждений ……........................................................................101-119
2.3. Значение и место эмоционального компонента в разных
видах детской деятельности…………………………………..120-137
Глава 3. Проектирование и методика реализации
эмоционального компонента в воспитательнообразовательном
процессе дошкольных учреждений.
3.1. Способы проектирования содержания эмоционального
компонента образования дошкольников……………………..138-154
3.2. Характеристика методических аспектов собственноэмоционального
развития детей 3-7 лет……………………..155-181
Стр.2
3
3.3. Методы и приѐмы опосредованно-эмоционального
развития детей дошкольного возраста………………………..182-208
3.4. Условия эффективной реализации эмоционального
компонента образования дошкольников…………………………209-221
Глава 4. Организация эксперимента и проверка
эффективности реализации эмоционального
компонента в воспитательно-образовательном процессе
дошкольных учреждений.
4.1. Количественный и качественный анализ условий
и этапов исследования…………………………………………222-267
4.2. Методика и результаты экспериментальной
реализации эмоционального компонента в
воспитательно-образовательном процессе
дошкольных учреждений……………………………………...268-319
Заключение………………………………………………………….320-324
Литература…………………………………………………………..325-344
Приложение………………………………………………………....345-367
Стр.3
4
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость разработки новых концептуальных подходов к
воспитанию и образованию детей, отвечающих потребностям личности и
современного общества, подчеркивается в целом ряде документов
государственного и международного уровней: «Декларации об образовании
для всех», «Федеральной программе развития образования», «Концепции
модернизации российского образования до 2010 года», др. Во Всемирном
докладе по мониторингу ОДВ «Образование и воспитание детей младшего
возраста» отмечается необходимость повышения качества образования и
воспитания детей, начиная с первых лет жизни1, что в целом должно
способствовать росту и развитию ребенка, включая когнитивное, физическое,
социальное, психологическое и эмоциональное развитие2.
Как показывает анализ теоретических исследований последнего
десятилетия (А.В.Антонова, О.В.Дыбина, М.Б.Зацепина, С.А.Козлова,
Т.С.Комарова, В.И.Петрова, Л.В.Поздняк, В.А.Петровский, В.А.Разумный,
А.И.Савенков, О.С.Ушакова, О.П.Радынова, Р.М.Чумичева и др.) к
перспективным направлениям модернизации отечественной системы
дошкольного образования, переосмысления еѐ процессуальнорезультативной,
структурной и ценностной сторон относится раскрытие
путей реализации личностно-ориентированного обучения, разностороннего
приобщения детей к миру культуры, поддержки и всемерного развития
субъектной позиции ребѐнка в разных видах деятельности, др. Исходя из
этого, представляется целесообразной дальнейшая разработка концепций,
педагогических моделей с ориентацией на возрастные ценности детей,
согласование с внутренним миром ребѐнка, его неповторимой, уникальной
сущностью.
______________________________
1Всемирный доклад по мониторингу ОДВ 2007: Прочная основа Образование и
воспитание детей младшего возраста. UNESCO. -Париж: Graphoprint , ч. 1, гл.1. – С. 15.
2там же, – С. 18.
Стр.4