УЧИ ТЕЛЬ И УЧЕНИКИ: как созда¸тся пространство отчуждения Светлана Ивановна Семенака, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Армавирской государственной педагогической академии, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ Н ачало школьного обучения — новый этап в развитии ребёнка. <...> Взаимоотношения с учителем в это время — один из важнейших факторов личностного развития: влияние учителя порой выше влияния родителей. <...> Но даже в это время, когда учитель для ребёнка — главное действующее лицо в его жизни, установить доверительные отношения с детьми бывает очень трудно. <...> Младшие школьники ещё не пережили подлинных трудностей школьной жизни, им ещё неведомы дидактогенные неврозы, с широко открытыми глазами смотрят на учителя и всей душой хотят ему понравиться, завоевать его доверие, его любовь. <...> И по привычке, из соображений «педагогической справедливости» учитель делает ребёнку замечание в жёсткой форме. <...> На другого стремится оказать волевое воздействие с серьёзной проработкой: как же, забыл дома тетрадь с домашним заданием! <...> . 89 И не замечает педагог, что уже нет горящих глаз, они потухли, и открытость, доверие к учителю сменяется опаской, а то и откровенной боязнью. <...> Для взрослого и то оно значимо («Словом останавливают Солнце, словом разрушают города», — утверждал поэт Николай Гумилёв). а уж что говорить о младшем школьнике. <...> Произнесённое в жёсткой волевой форме, без необходимого такта слово учителя ведёт к созданию эмоционального барьера. <...> Отрицательные эмоции как основа смыслового барьера, вспыхнув однажды, могут распространиться на других учителей, а значит, в какой-то мере, и на школу. <...> В результате общее отчуждение становится препятствием к общению, к воспитанию, к школьной успешности. <...> Ученики ожидают от педагога мудрых действий, умения разрешать сложные ситуации спокойно, справедливо. <...> Учитель и ученики: как созда¸тся пространство отчуждения <...>