ПСИХОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЧИтатЕЛЕй в рОССИИ Вопрос о психологии изучения читателей в России был поставлен давно. <...> Ушинский нацеливал педагогов изучать законы тех психических явлений, которыми они хотят управлять, и рекомендовал поступать, «соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами», в которых они хотели их приложить. <...> Л.Н. Толстой утверждал, что сам подход к книжному познанию станет действенным лишь тогда, когда обучающийся поймет его смысл и увидит в нем средство, пригодное для жизни. <...> Сущность его наиболее последовательно рассматривается писателем в статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? <...> » Толстой исходил из той решающей предпосылки, что крестьянские дети знают окружающую их жизнь, судят о ней правдиво и самобытно. <...> Он восхищался одаренностью и пытливостью своих учеников, их талантливостью, основы которой видел в глубоких и достоверных жизненных представлениях крестьянских детей, в их природной художественной наблюдательности. <...> Критерий развития детского ли/ 239 / ПСИХОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ тературного творчества связывается у Толстого не только со способностью мыслить словесно-художественными образами и степенью читательского развития и читательского сотворчества, но, в первую очередь, с нравственным, эстетическим, жизненным уровнем развития личности ребенка. <...> Именно этот уровень и определяет характер литературно-творческой деятельности детей и значение ее для воспитания личности. <...> Литературно-творческая работа детей рассматривалась Толстым как процесс увлекательного коллективного творчества. <...> Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого блестяще подтвердила, что великий писатель не только теоретически, но и практически показал, как находить новые пути в психологии детского чтения, сближать теорию с практикой, формировать творческого, грамотного читателя. <...> Его работы ценны методологически и практически, а собственный <...>