ПрОЦЕСС вЗаИмОдЕйСтвИЯ КНИГИ И ЧИтатЕЛЯ Способ «От книги к себе и от себя к книге», действующий по принципу «получаю – отдаю», открыла путём самонаблюдения за собственным чтением писательница Мариетта Шагинян, рассказавшая об этом в монографии «Человек и время: история человеческого становления» (1986). <...> Она сравнила характер диалога между книгой и читателем с поворотом песочных часов, песок которых сыплется то в одну, то в другую сторону. <...> Пока она читала, «моргая глазами по страницам» и посасывая конфетку в ожидании того, что книга ей даст, и приготовилась пассивно получать, чтение умной книги вызывало скуку и требовало огромного волевого напряжения. <...> Но как только она уловила собственную мысль в ответ на прочитанные фразы, книга в ответ протянула смысл, вместе с которым появился интерес к чтению. <...> Чтение без обратной связи приучает к безработному, бездельному чтению. <...> Так рождался в ее сознании способ полноценного чтения, который сейчас называют диалогом или коммуникацией. <...> / 209 / ПСИХОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Процесс диалога между книгой и читателем, который интуитивно открыла вдумчивая читательница в школьные годы, находит научное подтверждение в исследованиях нейропсихологов, изучающих деятельность мозговых клеток, называемых нейронами. <...> Он объяснил в ней, как наш мозг стал фундаментально человеческим. <...> А стал он таким благодаря «зеркальным нейронам» – отвечающим за принятие и передачу информации, иными словами, за диалог. <...> Возникновение этих нервных клеток – ключевой шаг в эволюции человека, превратившийся в нашу способность учиться друг у друга. <...> Зеркальные нейроны лежат в основе нашей способности принимать чужую точку зрения, поддерживать или опровергать поступившую в мозг информацию. <...> Из отечественных психологов, занимающихся изучением деятельности нейронов, обеспечивающих процесс диалогового чтения, можно назвать петербургского исследователя функций мозга Т.В. Черниговскую (см <...>