вОЗНИКНОвЕНИЕ И раЗвИтИЕ бИбЛИОтЕраПИИ в рОССИИ Как утверждают специалисты, библиотерапия в России зародилась в монастырях и монастырских библиотеках. <...> Это направление подхватили позже тюремные и медицинские библиотеки. <...> В первом случае книги помогали людям, преступившим закон, осознать свой ущербный опыт жизни, отказаться от него, сменить свои жизненные установки на социально положительные. <...> Вот как это направление в своей статье «Библиотерапия: история, теория и методика» (см. <...> 189–218) обосновывает библиотечный психолог О.Л. Кабачек: «Узнавание в обстоятельствах героя своих собственных обстоятельств запускает механизм идентификации с персонажем, открывая возможность эмоционального и интеллектуального “содействия” мысленного проживания и присвоения его жизненного опыта (организованного автором)». <...> «Дети беды», как называют их, / 187 / ПСИХОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ищут сердечного тепла, поддержки, надежды на позитивные перспективы своей жизни. <...> Задавшись вопросами «Каково может быть влияние книги и чтения на жизнь и самоощущение детей, оказавшихся в сложной социальной ситуации, какой ресурс реабилитационных возможностей здесь заложен?», автор статьи «Дети беды» в пространстве книжной культуры» (Шк. библиотека, 2007. <...> Она указала на четыре аспекта библиотерапии для таких детей, преимущественно подросткового возраста. <...> Все четыре терапевтические функции – этот богатейший функциональный и психологический ресурс, открытый исследователями, – и должны быть запущены через направленное / 188 / ГЛАВА 8 / ЧТЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ БИБЛИОТЕРАПИИ педагогическое воздействие на ребёнка, оказавшегося сегодня в кризисной ситуации. <...> Исследователи уверены: с помощью умных педагогических влияний “дети беды” станут детьми надежды и радости». <...> Выявленные челябинскими исследователями функции библиотекарапии применительно к детям – социальным сиротам могут быть точками опоры для библиотекаря и в работе с детьми <...>