ЧтО таКОЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИй вОЗраСт» И «вОЗраСтНОй ПОдХОд» Понятие «возраст» в психологии обозначает определённую, качественно своеобразную и ограниченную во времени ступень онтогенетического развития, обусловленную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение (детство), не связанное с индивидуальными особенностями растущего человека. <...> В структуру психологического возраста принято включать ведущую деятельность, возрастную сенситивность, социальную ситуацию развития и возрастные кризисы. <...> Определение типа ведущей деятельности как структурного компонента психологического возраста дано психологом А.Н. Леонтьевым (см. Леонтьев А.Н. <...> Ведущей деятельностью он назвал такую деятельность, от которой зависят основные психологические изменения личности человека. <...> Л.С. Выготский связал ведущий тип деятельности с новообразованиями, которые впервые возникают в данном возрасте. возрастная сенситивность (от лат. sensus – чувство, ощущение) – это оптимальный период развития. <...> В результате возрастного развития возникающие к концу возраста новообразования приводят к перестройке всей структуры сознания человека и в отношении к внешней деятельности, и в отношении к самому себе. <...> Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сенситивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики. <...> Социальная ситуация раз/ 89 / ПСИХОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ вития, являющаяся главным компонентом структуры возраста, понимается как своеобразное, специфическое для данного возраста соотношение человека и окружающей его действительности. <...> Меняющаяся действительность оказывает влияние на все другие элементы психологического возраста. <...> К социальной ситуации развития относится семейная и школьная обстановка, стиль межличностных коммуникаций взрослых и детей <...>