Д. В. Фришма© Абдуллина Г. В., 2016 ФОРМА BASSO OSTINATO В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕТЕРБУРГСКИХ КОМПОЗИТОРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX – НАЧАЛА XXI ВЕКОВ В статье рассматриваются формы basso ostinato в творчестве петербургских композиторов на рубеже столетий. <...> Отмечается, что полифонические формы и жанры, основанные на остинатной теме в басу, в настоящее время получают новое толкование. <...> В результате формируется иная структурная модель и происходит сопряжение жанров. <...> Рассматриваются вопросы соотношения традиций и новаторства, новый облик полифонической темы, нетрадиционные приемы ее развития, воздействие современных техник композиции, которые трансформируют полифоническую форму, способствуя ее эволюции. <...> Ключевые слова: остинато, традиция, новаторство, полифония, форма, жанр, эволюция, тема, мультиплицирование Музыкальная культура второй половины XX – начала XXI веков отличается высочайшим интеллектуализмом и ошеломляющей силой эмоционального воздействия, масштабностью драматургических концепций и оригинальностью идей, пластичностью мело и ритмоинтонации. <...> Под влиянием неоклассических тенденций полифонические формы и жанры, в частности пассакалия и чакона, основанные на принципе basso ostinato, 56 получили новое толкование как в сочинениях Б. <...> Ими создан огромный массив произведений, среди которых фортепианные пьесы «Караван» и «Gala» Г. Белова, Соната Б. <...> Сюда также можно отнести части и фрагменты из вокальных, камерноинструментальных, симфонических, оперных и балетных произведений Ю. <...> Спектр разновидностей полифонических форм и многообразные преобразования материала формируют иную по сравнению с барочной модель формы. <...> В отмеченных произведениях происходит интенсивное обновление контрапунктического письма и полифонических структур, имеющих иные формообразующие основы и языковые новации. <...> В настоящий период можно отметить необычайно широкую область явлений контрапункта и полифонии [6, с. <...> Появились новые способы письма, включающие <...>