© Монич М. Л., 2016 ТАНЕЕВ: ОТ ПРАКТИЧЕСКИХ ОПЫТОВ К УЧЕНИЮ О КОНТРАПУНКТЕ В статье рассматривается один из важных этапов формирования танеевского учения о контрапункте ― поиск «русского стиля» в практической интеграции национального мелоса с принципами и нормами строго письма. <...> Ключевые слова: теория контрапункта, Танеев, «русский стиль» «Подвижной контрапункт строгого письма» — научный труд, практическую значимость которого трудно переоценить, в частности, благодаря его опоре на множество примеров из старинной музыки. <...> Примеры эти не только иллюстрируют действие представленной в исследовании теоретической системы, но и расширяют представление о реальных свойствах строгого стиля сравнительно со «школьным» строгим стилем западноевропейского учения о контрапункте1 . <...> В заключительной главе своего труда Танеев, однако, констатирует: «Настоящее сочинение обязано своим происхождением не анализу и классификации взятых из музыкальной литературы примеров, а возникло путем дедуктивным» [7, с. <...> Тем не менее, как кажется, импульс к нахождению общих начал танеевской теории, из которых выведены все отдельные случаи, был получен в результате многовекторной де45 «…Задача каждого русского музыканта заключается в том, чтобы способствовать созиданию национальной музыки. <...> Начать с элементарных контрапунктических форм, переходить к более сложным, выработать форму русской фуги, а тогда до сложных инструментальных форм один шаг» [8, с. <...> 73–74]. ятельности автора, включавшей в том числе анализ множества контрапунктических построений. <...> В поисках «русского стиля» Речь идет о композиторской деятельности С. И. Танеева в послеконсерваторское десятилетие конца 70х – начала 80х годов XIX века, главный смысл которой он видел в нахождении так называемого «русского стиля»: УДК 781.42 № 3 [41] 2016 Начав изучение строго стиля с освоения его норм в классе контрапункта Николая Альбертовича Губерта, Танеев приступил к самостоятельным <...>