Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Актуальные проблемы высшего музыкального образования  / №3 (41) 2016

РЕГЛАМЕНТ И ПРОГРЕСС: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУГ ХТХ И. С. БАХА (100,00 руб.)

0   0
Первый авторЮжак
Страниц12
ID478188
АннотацияВ статье обсуждаются композиционные особенности фуг ХТК Баха, рождаемые ступенчатым ослаблением регламента по ходу экспозиции, расширением зоны действия экспозиционных тональностей, изменением соотношений темы с удержанными противосложениями и т. п
УДК781.42
Южак, К.И. РЕГЛАМЕНТ И ПРОГРЕСС: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУГ ХТХ И. С. БАХА / К.И. Южак // Актуальные проблемы высшего музыкального образования .— 2016 .— №3 (41) .— С. 4-15 .— URL: https://rucont.ru/efd/478188 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ © Южак К. И., 2016 РЕГЛАМЕНТ И ПРОГРЕСС: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУГ ХТК И. С. <...> БАХА В статье обсуждаются композиционные особенности фуг ХТК Баха, рождаемые ступенчатым ослаблением регламента по ходу экспозиции, расширением зоны действия экспозиционных тональностей, изменением соотношений темы с удержанными противосложениями и т. п. <...> Ключевые слова: Бах, ХТК, фуга, тема, ответ, противосложение, экспозиция, свободная часть Предварительные замечания Оппозиция регламент / прогресс предложена здесь потому, что регламент обычно представляется воплощением стабильности, традиции, канона, тогда как прогресс, напротив, — движением дестабилизирующим: если и не разрушающим, то подтачивающим устои. <...> Как видим, понятие регламента относится к деятельности человека в тех или иных условиях. <...> Например, в музыке: к какой музыкальной форме или к какому ее разделу можно отнести понятие регламента? <...> Начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные темы произведения, а также 1я часть фуги, включающая проведение темы во всех голосах» [10, с. <...> В теорию имитационной полифонии понятие регламента — правил, определяющих построение строгой части, — ввел А. <...> Голоса вступают по определенному тональному плану, а именно — чередуя тонические и доминантовые проведения (независимо от числа участвующих голосов): Т–D–T–D. <...> Обе тональности — основная и доминантовая — называются экспозиционными тональностями, или тональностями экспозиции. <...> Каждый последующий голос вступает только после полного изложения темы в предыдущем. <...> В экспозиции тема проводится в основном виде, то есть без интервальных, рит мических и инверсионных преобразований. <.> б) интервальные изменения, вызываемые тональным ответом, имеют свой регламент и не учитываются» [7, ч. <...> Естественно спросить: как соотносится экспозиция баховской фуги с этим регламентом? <...> Ответ кажется однозначным: это соотношение связано с историкостилевой <...>