Всеволод Гаршин
Художественная выставка в Петербурге
(От нашего корреспондента)
---------------------------------------------------------------------------В.
Гаршин. Избранное.
М., "Современник", 1982
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Предстоящий
сезон художественных
выставок обещает быть богатым и
разнообразным. Почти все наши известные художники пишут новые картины,
большая часть которых появится или на передвижной выставке, или на выставке
"Общества выставок", смотря по тому, к какой из враждующих партий
принадлежит художник. Я сказал "враждующих", потому что отношения, в каких
находятся между собою наши два выставочные общества, трудно назвать
чем-нибудь иным, кроме вражды, на взгляд постороннего человека ничем не
оправдываемой. В обществе существует мнение,
что разделение наших
художественных сил исходит из различных взглядов на искусство, из различия
"направлений". "Общество"-де придерживается освященных веками традиций
"чистого" искусства, а "Товарищество передвижных выставок" пролагает новые
пути реальному и чисто русскому направлению. Трудно понять,
почему
составилось подобное мнение. Содержание последних выставок красноречиво
говорит, что и то и другое общество весьма мало заботятся о каком бы то ни
было "направлении", а принимают на свои выставки произведения всевозможных
пошибов, лишь бы они не были уж чересчур безобразно исполнены. Впрочем,
"Общество выставок" в этом отношении очень снисходительно: иначе оно не
могло бы считать выставляемых ежегодно вещей сотнями, а не десятками. И на
передвижной и на академической ("Общества выставок", устраиваемых в залах
Академии художеств) выставках появляются вещи тенденциозные и совершенно
безыдейные; и тут и там ставятся картины реальные и фантастические, а о
национальном единстве нечего и говорить: само товарищество передвижной
выставки, считающееся выразителем национальной идеи в искусстве,
не
стесняется ставить в зал Академии паук картины гг. К. Маковского, Лемана,
Харламова ("Русалки", "Дама в костюме времен Директории", "Итальянские
дети"),- картины, без сомнения, с огромными достоинствами, но не имеющие
ничего общего с так называемою "национальною струйкою". Таким образом
оказывается, что раскол между нашими художниками вытекает вовсе не из
каких-нибудь принципов, а из каких-то личных счетов, до которых нет никакого
дела публике, терпящей немало неудобств от этого раскола и вспоминающей то
время, когда все русские художественные силы соединялись на ежегодных
выставках в больших и удобных залах Академии художеств. И в этом году
"сокровища искусства" будут разделены между двумя выставками, не считая
произведений некоторых художников, рассорившихся и с тем и с другим
обществом, которые должны появиться отдельно. Говоря это, я не намекаю,
конечно, на В. В. Верещагина, выставка которого ожидается со дня на день и
который имеет некоторое право "отставить от себя" всякое художественное
учреждение, как отставил когда-то от себя Ломоносов Академию наук.
А "сокровищ" приготовляется и помимо картин Верещагина довольно много.
Г. Крамской уже несколько лет работает над огромной вещью "Христос перед
Пилатом". Неизвестно, кончит ли он ее в этом году, но, во всяком случае, он
выставит на передвижной выставке несколько портретов. Г. Ге, со времени
своего "Пушкина в Михайловском" не показывавший публике своих картин, теперь
пишет новую вещь. Г. Максимов, всегда берущий сюжеты из народного быта,
теперь выставит "Деревенский аукцион". В мастерской г. Корзухина стоит
неоконченная "Смерть И. К. Нарышкина" (15 мая 1682 г.). Г. Журавлев работает
над довольно большой картиной, изображающей богатую купеческую невесту с
целой свитой женщин в роскошном номере бань накануне свадьбы. Г. Мясоедов
пишет двух скучающих господина и даму, по-видимому молодых супругов, вяло
любующихся вечерним морским видом. "Отправление новобранца" г. Репина уже
окончено им здесь, в Петербурге, и ждет только 1 февраля, дня открытия
выставки "Общества", чтобы явиться перед публикою. Г. Вениг, профессор
Акадешии художеств, после долгих лет
труда исключительно над образною
живописью, теперь выставит "Последние минуты Лжедимитрия", большую картину с
фигурами самозванца, Басманова и Марины. У проф. Якоби есть несколько
маленьких жанровых картинок с испанскими и африканскими типами. Г. Ярошенко,
известный своими мрачными жанрами, и
теперь пишет один из таких же.
Стр.1