Zaporozhye Medical Academy of Post-Graduate Education of Ukraine, Zaporozhye, Ukraine Нейрорегуляторные, морфологические особенности слизистой оболочки полости носа у детей с гиперплазией лимфоидной ткани глотки Neuroregulatory and morphological features of nasal mucous membrane in children with hyperplasia of the pharynx lymphoid tissue ______________________ Резюме __________________________________________________________________________ Установить особенности иммуноморфофункциональной организации аденоидов у детей с гиперплазией лимфоглоточного кольца. <...> Обследовано 54 ребенка (произвольная выборка) в возрасте от 3 до 7 лет, по поводу гипертрофии глоточной миндалины. <...> Поводом для оперативного удаления аденоидов служила неэффективность консервативной терапии. <...> Материалом для морфологического исследования были аденоиды детей, полученные после аденотомии. <...> При анализе анамнестических данных 54 детей с аденоидными вегетациями в возрасте от 3 до 7 лет было обнаружено, что среди пациентов с этой патологией преобладали пациенты в возрасте от 4 лет до 6 лет. <...> Степень гипертрофии глоточной миндалины была самая большая среди детей дошкольного возраста. <...> Морфометрическое исследование аденоидов выявило реципрокные отношения («ножницы») между относительными площадями фолликулярной и диффузной лимфоидной ткани со снижением протяженности зоны лимфоэпителиального симбиоза и увеличением протяженности респираторного эпителия при сохранении локальных реактивных участков. <...> The reason for surgical removal of the adenoids was ineffi cient conservative therapy. <...> The materials for morphological studies were adenoids of children obtained after adenoidectomy. <...> Morphometric study of adenoids revealed a reciprocal 118 «Pediatrics. <...> Аденоидные вегетации (разрастания) представляют собой реактивную гиперплазию глоточной миндалины в ответ на антигенные воздействия [9]. <...> Данные «возрастные пики» реактивной гиперплазии глоточной миндалины педиатры и ЛОР-врачи связывают с возрастным становлением «созревающей» иммунной системы на фоне расширения внешнего контакта с микробным окружением при поступлении детей в дошкольные учреждения и школу [4]. <...> В то же время <...>