Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Метод  / №1 2015

МЕТОДЫ В «ВЕРТИКАЛЬНОМ» ИЗМЕРЕНИИ (МЕТАТЕОРИЯ И МЕТАЯЗЫКИ-ОРГАНОНЫ) (260,00 руб.)

0   0
Первый авторАвдонин
Страниц14
ID476665
АннотацияВ статье методы науки рассматриваются сквозь рефлексивную призму метатеории. Среди них выделяются особые методы-органоны как ориентированные на интеграцию науки комплексы методологического знания, способные пребывать и перемещаться в двумерном (горизонтальном и вертикальном) методологическом пространстве науки. По «горизонтали» – в виде фрагментов методологических комплексов отдельных предметных дисциплин или «насыщенных» органонов, по «вертикали» – в виде обобщенных комплексов методологических и метатеоретических абстракций или «чистых органонов». В их число включены: «чистая математика», «чистая семиотика», «чистая морфология» и «чистая компаративистика». Взаимосвязь «насыщенных» и «чистых» органонов представлена через концепцию метаязыка, где первые выступают предметными языками, а вторые – средствами их метаязыковой рефлексии. Показаны механизмы этого взаимодействия, а также преимущества трактовки «чистых органонов» как метаязыков предметных областей знания. В заключении ставится вопрос о характере языка, на котором может быть выражена теория органонов, и затрагиваются проблемы, связанные с этим
Авдонин, В.С. МЕТОДЫ В «ВЕРТИКАЛЬНОМ» ИЗМЕРЕНИИ (МЕТАТЕОРИЯ И МЕТАЯЗЫКИ-ОРГАНОНЫ) / В.С. Авдонин // Метод .— 2015 .— №1 .— С. 265-278 .— URL: https://rucont.ru/efd/476665 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методы в «вертикальном» измерении (метатеория и метаязыки-органоны) ВЛАСТЬ МЕТОДА В.С. <...> Авдонин МЕТОДЫ В «ВЕРТИКАЛЬНОМ» ИЗМЕРЕНИИ (МЕТАТЕОРИЯ И МЕТАЯЗЫКИ-ОРГАНОНЫ)1 Характерными тенденциями современной науки, как, впрочем, и науки в прошлом, являются дифференциация и интеграция. <...> Поле науки постоянно расширяется, ее предметами становятся все новые сферы и фрагменты действительности, растет многообразие способов получения научных знаний. <...> Дифференциация науки происходит преимущественно в дисциплинарной форме, ее пространство сегментируется на множество дисциплин, дисциплинарных и субдисциплинарных направлений и отраслей, обретающих ту или иную степень автономии в предметном, методологическом, институциональном аспектах [Огурцов, 1988]. <...> В связи с этим формируется и противоположная тенденция интеграции, стремящаяся противопоставить процессу дробления и разбегания обратный процесс – объединения и интеграции многообразного поля современной науки [Авдонин, 2014]. <...> 265 В.С. Авдонин талкивается «от предметного дробления» дисциплин, поэтому их автономия в той или иной мере в ней сохраняется. <...> Другой путь здесь состоит в интеграции через определенное отвлечение или дистанцирование от поля предметного дробления дисциплин и выход в более абстрактное «надпредметное» или «наддисциплинарное» пространство науки. <...> Это требует особого рефлексивного подхода, получившего в современных исследованиях науки статус метатеоретического [Философия науки, 2010]. <...> Он образует слой знания, располагающегося как бы «поверх» поля наук, но тесно с ним связного посредством методологической рефлексии многообразных предметных знаний. <...> Именно в этом слое находятся те комплексы методологических и метатеоретических знаний, которые мы называем органонами1 и которые, на наш взгляд, могут способствовать интеграции наук. <...> Далее мы хотели бы в общем плане обрисовать место этих органонов в пространстве метатеоретического знания <...>