Методы в «вертикальном» измерении (метатеория и метаязыки-органоны) ВЛАСТЬ МЕТОДА В.С. <...> Авдонин МЕТОДЫ В «ВЕРТИКАЛЬНОМ» ИЗМЕРЕНИИ (МЕТАТЕОРИЯ И МЕТАЯЗЫКИ-ОРГАНОНЫ)1 Характерными тенденциями современной науки, как, впрочем, и науки в прошлом, являются дифференциация и интеграция. <...> Поле науки постоянно расширяется, ее предметами становятся все новые сферы и фрагменты действительности, растет многообразие способов получения научных знаний. <...> Дифференциация науки происходит преимущественно в дисциплинарной форме, ее пространство сегментируется на множество дисциплин, дисциплинарных и субдисциплинарных направлений и отраслей, обретающих ту или иную степень автономии в предметном, методологическом, институциональном аспектах [Огурцов, 1988]. <...> В связи с этим формируется и противоположная тенденция интеграции, стремящаяся противопоставить процессу дробления и разбегания обратный процесс – объединения и интеграции многообразного поля современной науки [Авдонин, 2014]. <...> 265 В.С. Авдонин талкивается «от предметного дробления» дисциплин, поэтому их автономия в той или иной мере в ней сохраняется. <...> Другой путь здесь состоит в интеграции через определенное отвлечение или дистанцирование от поля предметного дробления дисциплин и выход в более абстрактное «надпредметное» или «наддисциплинарное» пространство науки. <...> Это требует особого рефлексивного подхода, получившего в современных исследованиях науки статус метатеоретического [Философия науки, 2010]. <...> Он образует слой знания, располагающегося как бы «поверх» поля наук, но тесно с ним связного посредством методологической рефлексии многообразных предметных знаний. <...> Именно в этом слое находятся те комплексы методологических и метатеоретических знаний, которые мы называем органонами1 и которые, на наш взгляд, могут способствовать интеграции наук. <...> Далее мы хотели бы в общем плане обрисовать место этих органонов в пространстве метатеоретического знания <...>