Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Метод  / №1 2015

ТРАНСФОРМАЦИЯ «МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА»: СОЦИАЛЬНАЯ ПРИЧИННОСТЬ И «НЕВИДИМЫЕ КАТАСТРОФЫ» (260,00 руб.)

0   0
Первый авторСергеев
Страниц41
ID476658
АннотацияВ работе рассматриваются изменения, происходящие в обществе при смене антропологической модели. Вводится представление о «невидимых катастрофах», сопровождающих изменения этой модели. В качестве примеров берутся два переломных момента, фиксирующих смену «модели человека»: реформы Гракхов, инициировавшие гражданские войны в Риме, и «пред-абсолютистский» период в истории Франции, послуживший «прелюдией» к Великой французской революции.
Сергеев, К.В. ТРАНСФОРМАЦИЯ «МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА»: СОЦИАЛЬНАЯ ПРИЧИННОСТЬ И «НЕВИДИМЫЕ КАТАСТРОФЫ» / К.В. Сергеев // Метод .— 2015 .— №1 .— С. 124-164 .— URL: https://rucont.ru/efd/476658 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сергеев ТРАНСФОРМАЦИЯ «МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА»: СОЦИАЛЬНАЯ ПРИЧИННОСТЬ И «НЕВИДИМЫЕ КАТАСТРОФЫ» Среди множества вопросов, возникающих перед теми, кто обращается к социальной рефлексии, есть один, напрямую связанный с ситуацией необходимости пересмотра «жизненных оснований» общества. <...> Взгляд на мир, т.е. онтологическая модель, является для большинства людей абсолютной мыслительной очевидностью, она даже не рефлексируется ими, но используется просто как ментальный инструмент, неотделимый от нашего разума, как рука от тела, – мы же не осознаем каждое движение руки, но производим его автоматически, не задействуя напрямую наш разум. <...> Онтологическая модель – это наш мыслительный инстинкт, мыслительная автоматика. <...> Но в то же время мы знаем, что онтологические модели меняются, – одна модель внезапно умирает, и на смену ей приходит другая. <...> Между этими двумя моделями – старой и новой – лежит некая «слепая зона». <...> В этой зоне отключается автоматизм онтологической модели, и наш взгляд на мир переходит, так сказать, в состояние «ручного управления». <...> 124 Трансформация «модели человека»: Социальная причинность и «невидимые катастрофы» Таким образом, мы находим некую «слепую зону» между двумя состояниями мыслительной очевидности. <...> Не поняв природу этого изменения, мы, строго говоря, вообще не можем подвергать рефлексии жизненные основы социума, равно как, не понимая логики перехода от неживого к живому, мы не можем судить о «биологических основаниях» человека. <...> Чтобы, наконец, приблизиться к пониманию природы онтологического сдвига, нам необходимо вначале задаться простым, и, казалось бы, вполне отвлеченным вопросом, а именно: в какой момент происходит историческое событие? <...> Рождение замысла невидимо, и, следовательно, этот момент рождения едва ли может быть соотнесен с временной шкалой. <...> Факт сознания – это то, над чем человек размышляет, превращая, так сказать, алмаз интуиции в бриллиант замысла. <...> Теперь нам <...>