О двух формах социальной интеграции СОЛИДАРНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ И ТЕОРИИ ОБЩЕСТВА А.Б. <...> О ДВУХ ФОРМАХ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ*1 Моральная обязанность, политический лозунг или научный факт? <...> Что же касается вышеназванных «позитивных» тем, свидетельствующих, допустим, о социальном благополучии, то здесь явно и неявно действует примерно сле* Работа выполнена в рамках исследовательского проекта «Социальная солидарность как условие общественных трансформаций: Теоретические основания, российская специфика, социобиологические и социально-психологические аспекты», поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований (проект 11-06-00347 а). <...> Сказанное вроде бы не относится к судьбе такого «позитивного» явления, как социальная солидарность. <...> В истории социологической мысли его изучение издавна занимало почетное место. <...> В определенном смысле социология начиналась именно как изучение социальной солидарности и усилие решить проблемы ее необходимости, отсутствия, формирования или внедрения. <...> В его теории солидарность – универсальное свойство всех явлений природы, достигающее апогея в обществе и выступающее в нем в форме консенсуса; при этом, помимо синхронического, она имеет и диахронический аспект, связывая между собой поколения посредством традиции. <...> Из этого в дальнейшем выросли мощные «коллективистские» движения, включая социализм, коммунизм, «солидаризм» и т.д., которые приобрели планетарный масштаб. <...> Пьер Леру отмечал, что он заимствовал понятие солидарности у легистов (средневековых юристов, распространявших в Западной Европе, в частности во Франции, римское право), с тем чтобы внедрить его в философию2 . <...> В каком-то смысле солидаризм проник в самые разные течения социальной мысли и практики и пропитал их. <...> Разумеется, интерпретации идеи солидарности оказались столь же разнообразными, как и сами эти течения; более того, они нередко энергично сражались между собой. <...> 99 А.Б <...>