Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУВПО Тульский государственный педагогический университет
имени Л. Н. Толстого
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
И РЕГИОНАЛИСТИКА
Методические рекомендации
по выполнению самостоятельных
и лабораторных работ
Тула
Издательство ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого
2011
ББК 65.04Р
Э40
Рецензенты:
кандидат педагогических наук Ю. Б. Кадисон
(НОУВПО Тульский институт управления и бизнеса)
кандидат экономических наук Ю. В. Карпченко
(ТГПУ им. <...> ISBN 978-5-87954-544-9
Данное методическое пособие подготовлено на кафедре «Экономика и
управление» для студентов специальности 050501 «Профессиональное обучение
(экономика и управление)» (специализация «Хозяйственно-правовая деятельность»,
дисциплина «Экономическая география и регионалистика»). <...> Пособие призвано сформировать у студентов целостное понятие о курсе
«Экономическая география и регионалистика», способствовать закреплению материала и применению теоретических понятий при решении практических задач. <...> Представляет собой комплексное пособие для формирования и сдачи отчета
по самостоятельной работе студента, включает в себя комплекс заданий для практического выполнения, а также подробное описание по выбору темы, сдаче и подготовке реферата. <...> Кроме того, пособие содержит информацию по подготовке и выполнению лабораторных работ по курсу и рекомендации по выполнению данного
вида аудиторной работы. <...> Экономическая география и регионалистика – фундаментальная общественная наука, которая изучает территориальную организацию производительных сил, территориальное (географическое) разделение общественного труда,
анализирует размещение производства, как в отраслевом, так и в территориальном разрезе. <...> Необходимо четко представлять структурную составляющую размещения производств,
а так же с этим связанные аспекты перераспределения трудовых ресурсов. <...> ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В ходе выполнения самостоятельная работа и подготовки отчета <...>
Экономическая_география_и_регионалистика.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУВПО Тульский государственный педагогический университет
имени Л. Н. Толстого
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
И РЕГИОНАЛИСТИКА
Методические рекомендации
по выполнению самостоятельных
и лабораторных работ
Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
2011
Стр.1
ББК 65.04Р
Э40
Рецензенты:
кандидат педагогических наук Ю. Б. Кадисон
(НОУВПО Тульский институт управления и бизнеса)
кандидат экономических наук Ю. В. Карпченко
(ТГПУ им. Л. Н. Толстого)
Экономическая география и регионалистика: Метод. рекомендации
Э40
по выполнению самостоятельных и лабораторных работ / Авт.-сост.
А. Н. Шишкин. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого,
2011. – 43 с.
ISBN 978-5-87954-544-9
Данное методическое пособие подготовлено на кафедре «Экономика и
управление» для студентов специальности 050501 «Профессиональное обучение
(экономика и управление)» (специализация «Хозяйственно-правовая деятельность»,
дисциплина «Экономическая география и регионалистика»).
Пособие призвано сформировать у студентов целостное понятие о курсе
«Экономическая география и регионалистика», способствовать закреплению материала
и применению теоретических понятий при решении практических задач.
Представляет собой комплексное пособие для формирования и сдачи отчета
по самостоятельной работе студента, включает в себя комплекс заданий для практического
выполнения, а также подробное описание по выбору темы, сдаче и подготовке
реферата. Кроме того, пособие содержит информацию по подготовке и выполнению
лабораторных работ по курсу и рекомендации по выполнению данного
вида аудиторной работы.
ББК
ISBN 978-5-87954-544-9
© Автор-составитель А. Н. Шишкин, 2011
© Издательство ТГПУ
им. Л. Н. Толстого, 2011
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ..........................................................................................5
2. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ..........................................................6
3. СТРУКТУРА ОТЧЕТА...........................................................................................8
5. ВАРИАНТЫ ПРАТКИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.....................................................12
6. ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ...................................15
7. ОФОРМЛЕНИЕ И СРОКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА...........................18
8. ТЕМАТИКА И ХАРАКТЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ.......19
9. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..............................................32
Приложение А............................................................................................................33
Приложение Б............................................................................................................34
Приложение В............................................................................................................35
Приложение Г............................................................................................................36
Приложение Д............................................................................................................37
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации разработаны для студентов дневного отделения
специальности 050501 – Профессиональное обучение (экономика и управление) со
специализацией «Хозяйственно-правовая деятельность».
Изучение цикла учебных экономических дисциплин в педагогическом
университете призвано обеспечить профессиональную подготовку будущих
учителей экономики способных качественно осуществлять предметное обучение
учащихся школ, гимназий, лицеев и средних специальных учебных заведений.
Экономическая география и регионалистика – фундаментальная общественная
наука, которая изучает территориальную организацию производительных
сил, территориальное (географическое) разделение общественного труда,
анализирует размещение производства, как в отраслевом, так и в территориальном
разрезе.
На современном этапе развития экономики особенно остро встает вопрос
использование ресурсов и ресурсной базы в отечественной экономике. Необходимо
четко представлять структурную составляющую размещения производств,
а так же с этим связанные аспекты перераспределения трудовых ресурсов.
В настоящее время вопросы касающиеся реорганизации добывающих
отраслей народного хозяйства, обслуживающих их отраслей являются
достаточно актуальными как на уровне развития отдельно взятых регионов, так
и на федеральном уровне касающимся развития страны в целом.
4
Стр.4
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В ходе выполнения самостоятельная работа и подготовки отчета решаются
учебно-исследовательские задачи, носящие творческий характер.
Целью выполнения самостоятельной работы являются:
систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических
знаний по дисциплине и применение этих знаний при анализе
конкретных ситуаций
развитие у студентов умений и навыков самостоятельной работы и овладение
методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых
в процессе выполнения самостоятельной работы проблем и вопросов;
формирование и развитие методики исследовательской работы, навыков
самостоятельной исследовательской и профессиональной деятельности
студента.
Самостоятельная работа выполняется параллельно с изучением дисциплины
«Экономическая география и регионалистика». Задание выдаётся в первую
декаду семестра, разработка ведётся на протяжении всего семестра.
Студенты выполняют работу во время, отведённое учебным планом на
самостоятельную работу, консультации проводятся вне сетки учебных часов
аудиторных занятий. В процессе работы студенты используют рекомендованную
литературу, статистические справочники, а так же глобальную сеть Internet.
Самостоятельная работа оформляется в виде отчета. Отчет должна быть
оформлена в соответствии с требованиями, изложенными в методических рекомендациях.
Теоретический
материал следует изучать как по рекомендованной в настоящих
указаниях литературе (учебникам и книгам), так и используя различные
статьи, опубликованные в экономических журналах.
Подготовку самостоятельной работы следует начинать с изучения соответствующего
раздела учебника, а так же с поиска статистических данных
касающихся затронутой проблемы.
Читая рекомендованную литературу по теме, студент должен обратить
внимание на спорные теоретические положения, рассмотреть имеющиеся
в литературе различные точки зрения, составить свое собственное мнение по
обсуждаемому вопросу, а также разобраться в вопросах, возникающих в трактовке
отдельных предположений.
Самостоятельная работа не может быть простым пересказом прочитанного
или только изложением содержания определенных статистических данных.
Необходимо критическое отношение к прочитанной литературе, всесторонний
и глубокий анализ изучаемого материала.
5
Стр.5