«СТОЯНИЕ НА БОЛОТНОЙ» В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ: Предновогодние размышления В российской истории встречается такое явление, как «стояние», трудно переводимое на другие языки. <...> Так, в исторических хрониках сообщается о «стоянии на реке Угре», когда войска одного из ордынских правителей и князя-царя Ивана III долгое время простояли на противоположных берегах Угры, не решаясь напасть друг на друга. <...> Это стояние случилось после того, как Иван III порвал басму – символ ордынского всевластия, присланную в Москву послами Орды. <...> Можно вспомнить о «стоянии» на Сенатской площади в 1825 г. войск, выведенных туда декабристами. <...> И в том и в другом случаях никаких действий произведено не было, но сам факт возникновения такой ситуации обозначал поворот в историческом процессе. <...> Так, после «стояния на Угре» Иван III убеждается в ослаблении ордынского могущества и в 1480 г. демонстративно рвет ханскую грамоту. <...> Позднее историки стали считать это окончанием ордынского ига, длившегося на Руси два с половиной столетия. <...> С выводом войск на Сенатскую площадь дела оказались посложнее. <...> Лишенные фактического руководства войска были расстреляны картечью по приказу нового царя Николая I. <...> Но сам факт массового вывода войск на главную площадь Санкт-Петербурга сохранился в нашем историческом сознании как проявление неприятия державной власти представителями высших слоев общества. <...> Спонтанный выход несколько десятков тысяч людей на Болотную площадь в Москве 10 декабря 2011 г. продолжает активно обсуждаться с разных точек зрения. <...> Они не выдвигали каких-то особых требований; просто самим фактом своего пребывания на площади 484 мозаика – «Стояние на Болотной» в историческом контексте демонстрировали, что властям следует обращаться с ними как с людьми, наделенными чувством собственного достоинства. <...> Это уже на следующей встрече, 24 декабря на проспекте академика Сахарова, зазвучали политические речи, которые по-разному – главным образом <...>