Перцепция как когнитивный базис значения фразеологизмов 181 ПРОБЛЕМЫ ПЕРЦЕПТИВНОЙ СЕМАНТИКИ УДК 81; 81’371 И.В. Зыкова ПЕРЦЕПЦИЯ КАК КОГНИТИВНЫЙ БАЗИС ЗНАЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ1 Статья посвящена изучению роли перцепции в процессе формирования значения фразеологизмов. <...> На материале английских фразеологизмов, описывающих различные аспекты вербальной коммуникации, показано, что перцептивный опыт как неотъемлемая составляющая когнитивной деятельности человека является источником создания образов фразеологических знаков, на основе которых создается их семантика. <...> Фразеологизмы, как известно, представляют собой результаты познавательной деятельности, осуществляемой посредством различных доступных человеческой психике форм переживания и 1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-28-00130) в Институте языкознания РАН. <...> В нашем исследовании было выделено несколько основных и взаимосвязанных форм переживания человеком мира, играющих важную роль в формировании значений фразеологических знаков: эмоционально-чувственное, душевное и эстетическое переживания [Зыкова, 2011]. <...> Каждая из выделенных нами форм переживания представляет собой весьма специфичный опыт чувственного освоения человеком действительности и несет свою информационно-смысловую нагрузку в ходе создания фразеологизмов, образуя соответствующий чувственный слой в их глубинном содержании. <...> С учетом обсуждаемой в рамках настоящей статьи проблемы в фокус внимания попадает только одна из отмеченных форм переживания мира, а именно – эмоционально-чувственное переживание. <...> Эмоционально-чувственное переживание является довольно сложным психическим феноменом, образующимся на базе синтеза таких последовательно возникающих и взаимообусловленных психических явлений (актов и реакций), как: перцепция, базовые эмоции (например, удивление, печаль, страх) и фундаментальные чувства (например, чувство удовлетворения <...>