Абакаров, кандидат философских наук (Региональный центр этнополитических исследований ДНЦ РАН, г. Махачкала) ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ДАГЕСТАНЕ Дагестан – особый регион России, сформированный не по национальному и не по территориальному принципу. <...> Почти на всех окраинах республики живут народы, разделенные административными и межгосударственными границами: на юге – лезгины, азербайджанцы, аварцы; на западе – чеченцы; на северо-западе – ногайцы. <...> Физическая карта Дагестана наглядно иллюстрирует, насколько разные, но сопоставимые географические зоны расположены на территории республики: горы, предгорье, Прикаспийская низменность, степи и полупустыни. <...> А до установления в регионе советской власти северная половина современного Дагестана, заселенная северными кумыками, терскими казаками и ногайцами, не имела никакого отношения к «стране гор». <...> Все эти исторические и географические факторы предопределили возникновение целого ряда этнополитических и конфессиональных проблем в постсоветском Дагестане. <...> Динамика этнополитических процессов Прежде всего надо отметить, что этнополитические и конфессиональные процессы, протекающие в Дагестане, имеют самостоятельную логику развития, хотя определенная их корреляция 60 наблюдается с нулевых годов XXI в.: политизация ислама в регионе идет на фоне деполитизации этнического фактора. <...> : «Роль межнациональных отношений в сегодняшнем Дагестане в целом нередко преувеличивается как журналистами, так и исследователями – особенно на фоне исламского фактора, роль которого в регионе постоянно растет» [1, с. <...> Не осталось «белых пятен» в изучении истории, причин и контекста этнополитических конфликтов в постсоветском Дагестане. <...> Проблемами, вызывающими наиболее острые из них, были и остаются: – требование репрессированных дагестанских чеченцеваккинцев территориальной реабилитации – восстановления Ауховского района <...>