ма и говорили о необходимости искать пути для международного взаимодействия в борьбе с этим негативным явлением, представляющим серьезную опасность как для США, так и для России. <...> Практически все эксперты и духовные лица, с которыми встретились американские политологи, отмечая опасность радикального ислама и необходимость серьезной борьбы с этим явлением, оценивали ситуацию как весьма тревожную. <...> Гости же, констатируя схожесть процессов в Татарстане с ситуацией в иных регионах мира, не могли не отметить, что действенные рецепты противостояния исламизму не найдены и в России. <...> Характерно, что американские политики и эксперты не проявили никакого интереса к татарскому национальному движению, осознавая, по-видимому, что у него нет будущего. <...> Их откровенный интерес к исламской проблематике показывает, что именно это направление станет – точнее, уже стало – «направлением главного удара» внешних сил в Поволжье. <...> Магомед Дадуев, кандидат политических наук Саид-Хамзат Нунуев, кандидат исторических наук (Чеченский государственный университет) ЭТНИЧЕСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОСТСОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ (на материалах Северного Кавказа) В глобализирующемся обществе воздействие этничности и религии на политические процессы качественно возросло. <...> Этому способствуют многие факторы: слабость секулярных проектов преодоления кризиса; память о деятельности традиционалистских организаций в кризисные периоды; выступления этнических элит и духовенства в защиту морали и обездоленных, против деструктивных явлений (наркомании, коррупции, бездуховности). <...> Это 41 влияние активно используют экстремистские этнические и религиозные организации в своих противоправных целях. <...> В условиях постсоветских сообществ Северного Кавказа этничность используется монократическими региональными элитами для легитимации своей власти, увеличения ресурсов влияния и полномочий <...>