Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636889)
Контекстум
Электро-2024
Россия и мусульманский мир (рус)  / №2 2013

«ДВОЙСТВЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ» И ЕВРАЗИЙСКИЙ СИНДРОМ (НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ВЫЖИВАНИЯ) (260,00 руб.)

0   0
Первый авторДжумаев Александр
Страниц15
ID475147
АннотацияРазрозненные мысли и случайные наблюдения иной раз странным образом предвосхищают грядущие отдаленные события. Почти за 100 лет до прихода русских войск в Среднюю Азию довелось услышать русскому служилому человеку Филиппу Ефремову пересуды жителей Бухары: «Прежде снег выпадал здесь самый большой вершка в 2, а как с 1774 года у тех бухарцев стали быть христиане, то выпадал в пол-аршина, а иногда и больше, когда ж солнце взойдет, то весь растаивает; бывает же и холод; бухарцы судят из того, что, когда не было русских, не видали снегу и холоду, и примечают, что их города всеконечно будут в российском владении» («Девятилетнее странствование» Филиппа Ефремова).
Джумаев, А. «ДВОЙСТВЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ» И ЕВРАЗИЙСКИЙ СИНДРОМ (НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ВЫЖИВАНИЯ) / А. Джумаев // Россия и мусульманский мир (рус) .— 2013 .— №2 .— С. 135-149 .— URL: https://rucont.ru/efd/475147 (дата обращения: 25.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Александр Джумаев, культуролог «ДВОЙСТВЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ» И ЕВРАЗИЙСКИЙ СИНДРОМ (Национальные традиции выживания) Разрозненные мысли и случайные наблюдения иной раз странным образом предвосхищают грядущие отдаленные события. <...> Почти за 100 лет до прихода русских войск в Среднюю Азию довелось услышать русскому служилому человеку Филиппу Ефремову пересуды жителей Бухары: «Прежде снег выпадал здесь самый большой вершка в 2, а как с 1774 года у тех бухарцев стали быть христиане, то выпадал в пол-аршина, а иногда и больше, когда ж солнце взойдет, то весь растаивает; бывает же и холод; бухарцы судят из того, что, когда не было русских, не видали снегу и холоду, и примечают, что их города всеконечно будут в российском владении» («Девятилетнее странствование» Филиппа Ефремова). <...> И не одни Ефремов с Потаниным, а и многие другие, и на протяжении десятилетий, отмечали эти удивительные склонности «сартского народа» (как называли тогда жителей городов, в основном узбеков и таджиков). <...> Режиссер Марк Вайль, много 135 поразмышлявший на сцене и в жизни о жизнелюбии и радости бытия ташкентцев и «туркестанцев», протянул всем понятную «ниточку»: древние греки – современные узбеки, разделенные тысячелетиями, разделяют одно мироощущение. <...> Ведь есть и другая часть национального сознания – прямая противоположность первой; вместе они и образуют своеобразную «бинарную оппозицию»: обреченное спокойствие, погружение в состояние бездействия, всетерпение уповающих на Всевышнего и – деятельная и неизбывная страсть к поиску развлечений и наслаждений. <...> Замечательный пример двойственности, не разрушающей целостности сознания, а наоборот, соединяющей и примиряющей противонаправленные устремления. <...> Двойственности, которую европеизированное сознание, воспитанное на диалектике противоречий, привычно именует (при этом широко используя) лицемерием, двуличием или, в современной <...>