Асиет Ашхамахова, Ирина Яковенко, исламоведы СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ РОССИЯН (На примере Адыгеи) В России развитие религиозности на современном этапе проявляется в ряде процессов. <...> Растет число людей, считающих себя последователями различных вероучений: сегодня верующими называют себя 60–65% россиян. <...> Вебер, именно религиозные принципы являются определяющими в политической и экономической деятельности общества. <...> Наряду с увеличением количества убежденных верующих в современном мировом обществе, в том числе и в России, сохраняется внешняя религиозность, увлечение мистикой, теософией, оккультизмом. <...> Поскольку исследования начала 90-х годов зафиксировали значительное увеличение доли населения, относящего себя к верующим в Бога, это побудило некоторых ученых выступить с поспешными заявлениями о религиозном ренессансе в России. <...> Они полагают, что обращение к религии в условиях утвердившейся в начале 90-х годов религиозной свободы явилось не столько следствием духовных исканий, сколько влиянием своеобразной «моды на религию», поскольку модным и престижным стало считаться все то, что ранее официально не поощрялось, особенно атрибуты, ассоциировавшиеся с дореволюционным прошлым России. <...> приходят к выводу, что православие в современной России – этнический, а не религиозный признак. <...> Они пишут: «Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, многие респонденты (около 20%) тем не менее относят себя к приверженцам 37 традиционных религиозных объединений. <...> Они воспринимают православие или ислам не только как религиозную систему, а как естественную для них культурную сферу, национальный образ жизни (“русский – поэтому православный”, “татарин – поэтому мусульманин”)». <...> Подобное мнение о степени влияния ислама на сознание людей высказывает С. Филатов <...> : «Для традиционного мусульманского населения – татар, башкир, народов Кавказа – ислам играет такую же роль <...>