, востоковед СУННИТЫ И ШИИТЫ ИРАКА: ОТ «ИРАКА БРИТАНСКОГО» К «ИРАКУ АМЕРИКАНСКОМУ» Формирование современного облика государства и развитие иракского общества в Новое и Новейшее время проходили под воздействием внутренних и внешних факторов, в значительной мере сохраняющихся и сегодня. <...> К их числу относится и жесткая сегментация его населения по этноконфессиональному признаку, преодолеть которую государство не смогло. <...> По сути, Ирак оказался на грани исчезновения, на его территории разгорается гражданская война, грозящая расколом страны на три сегмента: курдский Север, шиитский Юг и суннитский Центр. <...> Это во многом следствие мандатной политики Великобритании, которая в рамках дележа «османского наследства» механически составила в 1921 г. из трех бывших восточных провинций Османской империи единое пространство – Ирак. <...> Лондон мало заботило желание (или нежелание?) населения этих провинций жить в рамках одного государства: его существование соответствовало британским геополитическим интересам. <...> Новое государственное образование составили территории, настолько отличавшиеся друг от друга своими природными данными, уровнем социально-экономического и политического развития, а также этноконфессиональным составом населения, что процесс их консолидации в единое целое не завершен и сегодня. <...> В данной статье речь пойдет об одном из аспектов конфессиональной составляющей современного иракского кризиса – суннитско-шиитской дихотомии. <...> Рассмотрим историю иракской государственности сквозь призму суннитского ее восприятия. <...> Согласно подсчетам Министерства планирования Ирака, в 2005 г. из 27 млн. жителей Ирака 60% верующего населения исповедовали ислам шиитского толка, 37% – суннитского. <...> Если сунниты назначают или избирают духовных вождей, то шииты полагают, что иерархи становятся таковыми в силу промысла Божьего, а посему для них они не начальники, а первосвященники. <...> Вместе с тем, если отбросить некоторые <...>