степени определяется преобладание в регионе конфликтных, центробежных, дезинтеграционных, сепаратистских начал над консенсусными, центростремительными, интеграционными началами. <...> Кавказ – это трансграничное пространство, где веками протекали сложные процессы диффузии культур, обычаев, традиций, ценностей многих народов мира, пограничная зона между различными мирами, но при этом он сформировал свойственную только ему уникальность. <...> Вполне естественно, что этническое, конфессиональное, культурное пространство Кавказа в результате смешения внутренних и внешних миграционных потоков не имеет четких границ. <...> Оно не заканчивается на южной государственной границе Российской Федерации или северной границе южнокавказских государств, а простирается на территорию как Азербайджана и Грузии, так и Российской Федерации. <...> В частности, это пространство включает территории, занятые такими этносами, как абхазы в Абхазии, осетины, проживающие в Южной Осетии, лезгины в Азербайджане и т.д. <...> Тем не менее почти все этносы в условиях взаимопроникновения этнических и даже культурных границ вынуждены уживаться вместе. <...> , политолог КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Предпосылками к становлению Каспийского региона в качестве самостоятельной геополитической общности явились распад СССР с последующим ослаблением позиций России в южных постсоветских государствах. <...> Стремление республик Закавказья и Центральной Азии закрепить новый, суверенный статус послужило для крупных мировых и региональных политических сил поводом 67 для начала целенаправленных действий по вовлечению этих стран в сферу своего влияния. <...> Каспийский регион относится к типу «функциональных» регионов, и его формирование было призвано способствовать решению задач целым рядом политических акторов. <...> Концепция региона изначально формулировалась как инструмент экспансионистских устремлений крупных западных держав, связанных с проникновением <...>