«Аль-Каида в Йемене», осознавая невозможность в настоящее время на равных вести борьбу с режимом Салеха, опирающегося на поддержку Вашингтона, строит свои планы в расчете на долгосрочную перспективу. <...> Ожидая, пока государство само придет к социально-экономическому краху, радикалы приобретают поддержку лидеров племен, пополняют свои ряды добровольцами, готовыми в нужный момент перейти к решающей стадии борьбы. <...> Г. Валиахметова, востоковед СОВРЕМЕННЫЕ ТРАКТОВКИ ДЖИХАДА Современный исламский мир не является единым не только в плане различий в уровне социально-экономического развития, политической ориентации и т.п., но и в том отношении, что в настоящее время его судьбы и характер отношений с внешним миром определяет внутренняя борьба трех проектов – либерального (модернистского), фундаменталистского («возрожденческого») и традиционалистского (ортодоксального). <...> Либеральный (модернистский, вестернизированный) проект предполагает перенос на почву исламских стран так называемых общечеловеческих (реально западных по своему происхождению и сути) форм социальной жизни – от парламентов до ограничения рождаемости при одновременном изменении самого ислама, с тем чтобы он был идеологией, мобилизующей граждан или подданных на реализацию этих форм. <...> Этот проект характерен в первую очередь для правящих режимов в таких странах распространения ислама, как Турция, Иран при президенте М. <...> Фундаменталистский («возрожденческий») проект сформировался во многом в качестве альтернативы как Западу, так и либеральному исламу. <...> Для него характерны оппозиционность правящим режимам, опора на жесткое толкование предписаний ислама, экспансия политическая (стремление к установлению истинно исламской власти в мусульманских странах) и территориальная (продвижение на новые территории). <...> Фундаментализм – это не некое отступление от ислама, как это пытаются утверждать 157 его противники, а один из его вариантов <...>