Э П ИЛОГ • П Я Т Ь ВОПРОСОВ О НОМЕ Р Е Елена Чернышева, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Московского педагогического государственного университета (МПГУ) 1 Что стало для Вас открытием номера? <...> Мне, как филологу, было интересно, как биографические факты, семейные предания, отечественная история, литературные первоисточники воплощаются в эстетической реальности «Авиатора»; как писатель на неочевидном глубинном уровне сопрягает творческую работу и работу духовную, свидетельство тому — размышления о прощении, соблазнах самообмана, христианском принятии несправедливого наказания. <...> В то же время здесь предложен опыт религиознонравственного размышления над «бескорыстным стукачеством». <...> Писатель словно расширяет психологический рисунок «подпольного человека», открытого, как известно, в литературе Ф. М. Достоевским. <...> 2 3 Какой материал в номере, на Ваш взгляд, самый актуальный? <...> Свобода выбора в обстоятельствах, казалось бы, абсолютной несвободы — вечный вопрос, безусловно актуальный и поднятый не только в интервью Евгения Водолазкина, но и в ма териале «Святые в тюрьме и изгнании» (с. <...> 68) и статье игумена Дамаскина (Орловского) о священномученике Григории Аверине (с. <...> Выпуск журнала чрезвычайно цельный, он словно настроен на тонкие материи самодвижения человека по пути веры в промыслительном русле. <...> Пожалуй, можно было осветить в этом ключе столь важные вопросы взаимоотношения российских христиан с приверженцами иных религиозных учений. <...> Причем обсуждение могло бы касаться не столько теоретических, сколько нравственно-поведенческих, психологических аспектов. <...> Ведь веротерпимость и взаимоуважение людей разных религий и конфессий — не только то, что находится «в активе» современной 98 ФОМА • сентябрь 2016 4 России, но и то, что необходимо постоянно культивировать, над чем нужно всем вместе работать. <...> Сложная проблема несовпадения ценностных векторов, духовного разлада <...>