В Е РА Дикобраз или Что делать, если борьба с грехами тебя почти сломала в Цпо дороге арствиеНебесное, 50 ФОМА • сентябрь 2016 Письмо в редакцию Как жить православному христианину в миру? <...> Отречься от книг, компьютерных игр, сериалов, других развлечений и вести себя, как монах? <...> Нужно отказаться от всего, ведь любой вид досуга является страстью и суетой мирской, которая не несет ничего полезного. <...> В начале пути к вере Бог помогает, и человек легко бросает прежние увлечения, посвящая себя всецело Ему, но потом это кончается, и приходится самому ползти на брюхе через океан страстей. <...> Постепенно снова возвращаешься к прежним увлечениям и «обмирщаешься». <...> И нет никаких сил бороться со страстями. <...> Силы кончаются, и внутренне доходишь до такой степени отчаяния, что понимаешь, что не можешь жить благочестиво и хранить себя от мира, вплоть до того, что осознаешь: тебе такая борьба не по плечу, для тебя это «бремена неудобоносимые». <...> Глеб Отвечает Александр Ткаченко: Дорогой Глеб, спасибо Вам за это искреннее и живое письмо. <...> Первое, что бросается в глаза при прочтении Вашего письма, — это какое-то запредельное одиночество. <...> Как будто и в самом деле Вас окружает пустыня, где нет больше ни одного человека, и только лишь Вы с переменным успехом ведете в ней свою отчаянную борьбу с собственными страстями. <...> Он полагал, что люди напоминают стадо дикобразов, бредущих по холодной ледяной равнине: им холодно, они жмутся друг к другу и колют друг друга своими иглами. <...> Вы пишете, что пытаетесь жить в миру, как монах, а я вспоминаю свои попытки подобного рода. <...> И пони➥ В Е РА маю сейчас, что это напоминало скорее такого вот убежавшего от стаи одинокого дикобраза, наивно посчитавшего, будто уход от колючих чужих игл и есть идеал, описанный в Евангелии. <...> Точнее сказать — нашел ее уже в готовом виде у преподобного аввы Дорофея: «Весь мир подобен кругу, самая средина этого круга, центр — Бог, а радиусы — пути жизни пространство превращается <...>