Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636954)
Контекстум
Электро-2024
Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование.  / №1 2014

Комплексное использование моделей и модельного эксперимента в изучении естественно-научных дисциплин (60,00 руб.)

0   0
Первый авторКожевников
Страниц16
ID473899
АннотацияО моделях и методе моделирования в истории науки и педагогики. Рассмотрена роль модельного эксперимента в научном познании. Определено место модельного эксперимента в триаде процесса познания: эксперимент (Э) —модель (М) —теория (Т). Приведена краткая классификация учебных моделей. Сформулированы педагогико-эргономические требования, предъявляемые к учебной модели. Показан принципиальный алгоритм формирования комплекса моделей. Рассмотрен пример использования в обучении кольцегранных моделей атомов и молекул.
УДК371.3
Кожевников, Д. Комплексное использование моделей и модельного эксперимента в изучении естественно-научных дисциплин / Д. Кожевников // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. .— 2014 .— №1 .— С. 70-85 .— URL: https://rucont.ru/efd/473899 (дата обращения: 27.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Рассмотрена роль модельного эксперимента в науч ном познании. <...> Определено место модельного эксперимента в триаде процесса познания: эксперимент (Э)—модель (М)—теория (Т). <...> Ключевые слова: учебная модель, триада: эксперимент—модель—тео рия, модельный эксперимент, комплекс моделей, педагогикоэргономические требования, образмодель, полимодельные интерпретации. <...> Он же впервые применил мыс ленный эксперимент как средство построенияидеальной модели; 70  Исаак Ньютон использовал мысленные модели дляописа ния и объяснения природы явлений (свет, электричество, тяготение); строил гипотезы на основе наглядных моделей; положил начало моделированию как методу теоретического исследования; на осно ве метода моделированияпостроил классическую механику, теорию света, теорию движения планет;  Майкл Фарадей, используяаналогию процесса распростра ненияиндукции с “колебаниями взволнованной водной поверх ности или же звуковыми колебаниями частиц воздуха”, создал на глядный геометрический образ силовых линий и механические модели эфира; создал первые модели электродвигателя, трансфор матора, униполярной динамомашины; ввел в физику новый объ ект—физическое поле;  Джеймс Клерк Максвелл считал модель эвристическим сред ством построениятеории; ввел в физику и в явном виде использо вал моделианалогии; четко сформулировал метод физической аналогии, названный в дальнейшем методом математического мо делирования; дал формулировку метода моделирования как одного из общих методов познания; на основе построенных моделей и метода моделирования создал теорию электромагнитного поля;  Уильям Томсон (лорд Кельвин) использовал модели из ша ров, маховых колес, пружин, гироскопов, свойственных механи ческим устройствам; внес существенный вклад в развитие теории термодинамики; дал формулировку второго начала термодинамики; ввел понятие о вечном двигателе второго рода;  Гендрик <...>