№ 4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ЗАПАДНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ: ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Д.М. <...> Жилин (Московский институт открытого образования; e-mail: zhila2000@mail.ru) Рассмотрен западный опыт борьбы инструктивистской (“знания передаются от учителя к ученику”) и конструктивистской (“знания формируются в голове у учащихся”) стратегии обучения. <...> Показано их неразрывное единство и пути их диалектического синтеза с формированием диалектической стратегии. <...> Ключевые слова: инструктивизм, конструктивизм, диалектика, стратегия обучения, содержание обучения, образовательная среда, когнитивные теории, метод проектов, поддерживающее обучение. <...> Перманентная реформа средней школы в России ставит множество вопросов, один из которых — вопрос о стратегиях обучения и границах их применимости. <...> Для того чтобы не наступать на грабли, на которых уже “потоптались” американцы и европейцы, имеет смысл познакомиться не только с идеями, касающимися стратегий обучения, но и с их критикой, а также опытом их применения. <...> Эту стратегию мы будем называть инструктивизмом (instructionism; standard model of learning; proceduralism). <...> Альтернативная посылка — знание формируется (“is constructed” — отсюда “конструктивизм”) в уме (mind) учащегося. <...> Для 44 инструктивизма это содержание образования (content), а для конструктивизма — учащийся (learner). <...> При этом считается, что познавательные способности развиваются спонтанно, вместе с естественной траекторией развития личности, а оптимальное образование должно привести их в гармонию [4 и ссылки там]. <...> Операционально стратегии различаются мерой, в которой учебный процесс сопровождается учителем или инструктивными материалами. <...> В рамках инструктивизма деятельность учащегося плотно сопровождается инструкциями, которые доводят до учащегося понятия и процедуры, которые он должен усвоить [1]. <...> Понятие “инструкция” здесь трактуется предельно широко: не только как указания, как надо действовать (доведение процедур <...>