№ 3 КЛАДЕЗЬ ИДЕЙ И ОПЫТА В КАКОМ КЛАССЕ МОЖНО РАССКАЗЫВАТЬ ШКОЛЬНИКАМ О ПРОБЛЕМАХ НАНОТЕХНОЛОГИЙ? <...> С.Б. Рыжиков (Вечерняя физическая школа при физическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: sbr@physics.msu.ru) Для понимания проблем, стоящих перед многими современными технологиями, в том числе производством микросхем, необходимо знание явлений интерференции и дифракции света. <...> В статье дается методика преподавания явлений интерференции и дифракции света ученикам 8-го класса на основе векторных диаграмм с использованием численного метода расчета дифракционных картин. <...> Приводится результат расчета дифракции на щели и указывается на возможность экспериментального подтверждения проведенных расчетов. <...> Ключевые слова: нанотехнологии, преподавание физики в 8-м классе, методика, экспериментальное подтверждение расчетов. <...> Связано это с тем, что вопросу нанотехнологий в школьном учебнике уделяется мало внимания, поскольку описание физических явлений, связанных с нанотехнологиями, требует знаний, выходящих за рамки школьной программы по физике и математике. <...> Но обычно это информация носит чисто описательный характер и не способствует формированию представления о физике как о точной науке. <...> Вместе с тем существует возможность ввести школьников в проблематику современных технологий, не выходя за рамки его математического аппарата. <...> Правда, для этого школьнику нужно дать представление о численных методах решения задач. <...> Учитывая интерес школьника ко всему, что связано с компьютером, введение в численные 100 методы решения задач на компьютере не представляется невыполнимой задачей, и опыт работы с одаренными школьниками в Вечерней физической школе при физическом факультете МГУ показывает, что дети могут успешно осваивать приведенный ниже материал. <...> Одним из передовых направлений развития современных нанотехнологий является производство компьютерных микросхем. <...> Сегодня ведущие фирмы-производители <...>