ЛОМОНОСОВА ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛОЙ В ХVIII В. В. <...> Змеев (кафедра истории ИППК МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: ippkhistory@mail.ru) В статье описано развитие учебных заведений в России на протяжении XVIII в. <...> Показан существенный вклад М.В. Ломоносова в функционирование Академического университета, ректором которого он был с 1758 по 1765 г. Сделаны выводы о причинах неудачных нововведений в управлении высшей школой в то время. <...> В связи с этим ощущалась острая потребность в создании полноценных национальных учебных заведений, открытых к восприятию передового зарубежного опыта. <...> 7 июля 1701 г. царь Петр I своим указом преобразовал Московскую эллино-греческую академию в Славяно-латинскую и придал ей официальный статус высшего учебного заведения. <...> 26 сентября того же года Петр I реорганизовал Киево-Могилянскую коллегию в академию и пожаловал ей те же права. <...> Так было юридически оформлено создание первых отечественных высших учебных заведений, которые сыграли выдающуюся роль в подготовке специалистов, развитии культуры и образования России. <...> По его инициативе в 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ во главе с боярином И.Л. Мусиным-Пушкиным и дьяком Е.Н. Зотовым. <...> На этот государственный орган власти возлагались следующие функции: сбор пошлин, податей и повинностей с духовных имений; надзор за состоянием церковных учебных заведений; управление типографией и др. <...> Монастырский приказ концентрировал значительные материаль64 ные средства и денежные суммы, что позволяло на высоком уровне обеспечивать учебный процесс в духовных академиях [1]. <...> Еще в 1700 г. ректором Московской академии был назначен игумен Заиконоспасского монастыря Палладий Роговский — первый русский доктор философии и богословия. <...> Палладий Роговский — автор многих богословских произведений, однако до нас дошли лишь два: “Исповедание веры” и “Челобитная патриарху Андриану”. <...> За три года руководства Московской академией ректору удалось <...>