М.А. Ильин ЕГИПЕТСКИЙ ХРАМ* До нас дошла надпись, вложенная жрецами в уста бога Амона, главного божества Фив – столицы Египта эпохи Нового царства (XVI–XI вв. до н.э.) <...> . В ней он так обращается к фараону: «Я дал тебе силу и победу над всеми странами; я распространил твою славу повсюду, страх перед тобою до четырех столбов неба. и поверг твоих врагов под твои сандалии. земля в длину и ширину, на запад и восток подвластна тебе». <...> Если такой неизмеримой силой, величием и славой был, по мнению египтян, наделен фараон, то каков же должен был быть сам бог Амон! <...> Вот эта-то неземная сила и величие божества нашли свое выражение во всемирно известных грандиозных храмах Древнего Египта – в Карнаке, Луксоре и Эдфу. <...> Здесь все было поставлено на службу прославления божества и его земного наместника – фараона. <...> Из истории мы знаем, что храм – это, по представлениям того времени, земное жилище бога. <...> Поэтому по размаху архитектурной композиции, по величию грандиозных архитектурных масс, по силе создаваемого тонко рассчитанного впечатления храм несравним с царским дворцом той эпохи, хотя в отдельных своих частях он все же зависел от него. <...> Ведь храм сооружался на средства фараона и как величайшее деяние его времени прославлял фараона – заказчика и вдохновителя постройки. <...> Чтобы попасть в храм, чтобы удостоиться лицезреть его святыню, чтобы ощутить все величие божества, египтянину надо бы* Ильин М.А. <...> – Режим доступа: http://rusarch.ru/iljin1.htm 98 Египетский храм ло приготовиться пройти ряд этапов – «ступеней очищения». <...> С этой целью была разработана определенная последовательность частей египетского храма, воспринимаемого в процессе движения – во времени. <...> Длинная двухкилометровая аллея из одинаковых по форме и размеру сфинксов – овнов (баранов), водруженных на высокие постаменты, ведет к храму, возведенному на краю пустыни. <...> Мерный ритм расстановки этих скульптур, их одинаковый облик настраивал на определенный лад участников медленно <...>