Жиль Делёз МАРСЕЛЬ ПРУСТ И ЗНАКИ∗ Французский философ Жиль Делёз (1925–1995) выпустил книгу «Marsel Proust et les signes» в 1964 г. В ней исследуется многотомная эпопея французского писателя Марселя Пруста (1871– 1922) «В поисках утраченного времени», лучшим романом которой считается «Под сенью девушек в цвету» (1918). <...> За этот роман Марсель Пруст получил в 1919 г. Гонкуровскую премию. <...> Цикл романов об утраченном времени написан методом «потока сознания» и посвящен зарисовкам жизни французской аристократии и буржуазии, причем человеческое существование представлено в эпопее именно как «утраченное время». <...> Жиль Делёз полагает, что понятие «поиски» в прустовской эпопее следует понимать как «поиски истины», которые обращены к будущему, а не к прошлому. <...> В прустовской эпопее Делёз усматривает четыре мира знаков. <...> Первый мир светский, в нем имеется несколько знаков, причем они отнюдь не однородны. <...> Самый главный отправитель знаков в эпопее Пруста – это барон де Шарлюс. <...> Светский знак «возникает в качестве заместителя действия или мысли» (с. <...> Второй знаковый мир – это любовь, в которой знаки предпочтения и внимания переплетаются со знаками ревности. <...> Третий мир есть сочетание впечатлений и чувственных свойств. <...> 34 Марсель Пруст и знаки торое воздействует своими знаками на все другие миры. <...> Итак, имеются: пустые светские знаки, лживые знаки любви, материальные и чувственные знаки. <...> В связи со всем этим Делёз пишет, что Пруст предложил свой собственный поиск истины, противопоставив его всем другим поискам – научным и философским. <...> Эпопея «В поисках утраченного времени» противопоставляет «дружбу и философию любви и искусству» (с. <...> Центральный момент любых поисков, по Прусту, есть разочарование, которое наступает в каждой области знаков, причем «разочарование многообразно» (с. <...> Момент разочарования появляется уже при втором контакте с предметом или знаком. <...> Обучение чему-либо включает два момента: разочарование и затем стремление понять <...>