Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Вестник культурологии  / №4 2014

ЭСТЕТИКА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОРОДА (260,00 руб.)

0   0
Первый авторБондаренко
Страниц21
ID472812
АннотацияВ Древней Руси образ города прежде всего был связан с идеей защиты, «оберега», если применить языческий термин. Причем магическая сила этого оберега должна была соединяться с его реальной обороноспособностью Земляные валы, окружавшие города, создавали как бы идеализированный образ горы. Город был священной горой, неприступной твердыней.
Бондаренко, И.А. ЭСТЕТИКА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОРОДА / И.А. Бондаренко // Вестник культурологии .— 2014 .— №4 .— С. 92-112 .— URL: https://rucont.ru/efd/472812 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Бондаренко ЭСТЕТИКА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОРОДА* В Древней Руси образ города прежде всего был связан с идеей защиты, «оберега», если применить языческий термин. <...> Причем магическая сила этого оберега должна была соединяться с его реальной обороноспособностью. <...> И только глава на высоком барабане его Спасо-Преображенского собора, возведенного Юрием Долгоруким в 1152 г., поднималась над укреплениями при взгляде со стороны озера. <...> Монументальные архитектурные доминанты стали появляться в русских городах с принятием христианства. <...> Но если архитектурные формы их целиком ориентировались на византийские образцы (хотя в них с самого начала проявились своеобразные черты), то в градостроительном отношении они преемственно развивали весьма давние традиционные принципы освоения ландшафта и определенного знакового закрепления в нем ключевых священных точек. <...> К этому надо добавить, что языческое мышление наделяло город, как и элементы естественного ландшафта, зооморфными и антропоморфными чертами, что можно ощутить в некоторых дошедших до нас топонимах. <...> Город мог иметь и Лобное место, которое в Москве XVI в. получило особую символическую значимость, связанную с христианским преданием, но кажется несомненным, что семантические корни такого топонима уходят в языческую славянскую древность, поскольку вообще слово «лоб» и однокоренные ему слова достаточно широко использовались в народной природно-географической лексике. <...> Обращает на себя внимание и близость слов «крыльцо» и «крыло», тем более что крыльца было принято пристраивать как раз к боковым стенам изб, которые, возможно, когда-то в древности уподоблялись волшебной птице (ср. сказочный образ избушки «на курьих ножках»). <...> Но вряд ли можно сомневаться в самом факте их образно-ассоциативного мышления, которое наделяло и храмы, и терема, и простые избы, и даже хозяйственные постройки, а тем более города в целом, весьма богатой, многослойной и многозначной <...>