ГАБИТУС, РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ В ФИЛОСОФСКОАНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ РАКУРСЕ∗ Тело человека является результатом длительной биофизиологической эволюции, которая определила его основные физические параметры и динамические возможности. <...> Однако социокультурная эволюция человека существенно меняет эту природу. <...> Через многочисленные культурные механизмы и практики она выстраивает внешнее по отношению к индивидуальному социальное тело в виде организованного социального пространства, техники (искусственных орудий и органов), одновременно внедряя эти практики и механизмы в саму внутреннюю структуру индивидуального тела. <...> Наиболее полным выражением этих процессов служит понятие габитуса (от лат. <...> Данное понятие отражает опыт прошлого в телесных структурах человека, определяющих его актуальные и потенциальные практики и выборы. <...> Но поскольку социокультурный опыт достаточно подвижная и сложная система, ее непосредственное фиксирование в теле человека требует слишком серьезных затрат по перестраиванию уже сложившихся практик воздействия на тело. <...> Поэтому универсальным способом решения этой проблемы в истории культуры является костюм. <...> Появление костюма свидетельствует о новом, культурном, социальном смысле телесности, обретенном человеком. <...> Габитус, репрезентация и идентичность в философско-антропологическом ракурсе // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. <...> 221 Л.В. Зиновьева Именно в истории костюма наиболее явственно прослеживаются различные механизмы формирования габитуса через воздействие на тело. <...> Уже во всех архаических сообществах, даже тех, что не нуждались в одежде как способе защиты от неблагоприятных климатических условий, обязательно возникал костюм. <...> Костюм создавал соответствующий габитус, придавая природному, физическому телу узнаваемые обществом социальные черты. <...> Архаический тип костюма представляет собой не одежду, а непосредственно измененную <...>