Пастуро ОХОТА НА КАБАНА: КАК КОРОЛЕВСКАЯ ДИЧЬ СТАЛА НЕЧИСТЫМ ЖИВОТНЫМ∗ Долгое время охота на кабана оставалась обязательным королевским и дворянским ритуалом, а столкновение с кабаном в поединке – героическим подвигом. <...> Однако начиная с XII в. в княжеской среде эта охота становится все менее и менее популярной. <...> Кабан – благородная дичь и чрезвычайно опасный противник, который бьется до последнего, предпочитая смерть бегству или отступлению. <...> Охота на кабана, чаще всего пешая, заканчивалась поединком лицом к лицу, лоб в лоб. <...> Редко кому удавалось избежать ранения от клыков или колючей щетины животного. <...> Напротив, к охоте на оленя (а на косулю тем более) римляне относились с безразличием и пренебрежением. <...> Это животное считалось слабым, трусливым и презренным: оно спасается бегством от собак, пока наконец не сдается и не дает себя убить. <...> Знатный человек не должен предаваться такой охоте – это дело крестьян. <...> Благородством отличаются лишь лев – которого не едят, и это доказывает, что охота была прежде всего ритуалом, а уж потом добыванием пропитания, – медведь и кабан. <...> Столкновение с медведем или кабаном является для всякого юноши необходимым ритуалом для обретения статуса взрослого и свободного воина. <...> У кельтов кабан также отличается добле∗ Пастуро М. <...> Охота на кабана: Как королевская дичь стала нечистым животным // Пастуро М. <...> Пастуро стями взрослого мужа, но, самое главное, он является преимущественно королевской дичью. <...> И здесь кабан составляет пару с медведем, которого кельты считают царем зверей: кабан одновременно является и его двойником, и его противником. <...> Однако во французских трактатах о псовой охоте XIII–XIV вв. ничего подобного мы не встречаем. <...> Их авторы благородным зверем, королевской дичью считают оленя, а отнюдь не кабана. <...> Падение престижа охоты на кабана подтверждается и архивными документами. <...> Отныне охота на кабана сближается с охотой на волка и тем самым утрачивает значение аристократического <...>