Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №2 2014

ДЕРЕВО: К СИМВОЛИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛОВ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторПастуро
АвторыДушенко К.В.
Страниц5
ID472706
АннотацияДля средневековой культуры древесина – это прежде всего живой материал. В этом смысле она противопоставляется двум мертвым материалам – камню и металлу – и в большинстве ценностных иерархий символики материалов стоит выше как первого, так и второго. Она стоит выше камня, который, как и дерево, часто ассоциируется с сакральным, но представляет собой безжизненную материю, грубую и низменную (по этой же причине, впрочем, оно нередко ассоциируется с вечностью).
Пастуро, М. ДЕРЕВО: К СИМВОЛИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛОВ / М. Пастуро, К.В. Душенко // Вестник культурологии .— 2014 .— №2 .— С. 98-102 .— URL: https://rucont.ru/efd/472706 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

К СИМВОЛИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛОВ∗ Для средневековой культуры древесина – это прежде всего живой материал. <...> В этом смысле она противопоставляется двум мертвым материалам – камню и металлу – и в большинстве ценностных иерархий символики материалов стоит выше как первого, так и второго. <...> Она стоит выше камня, который, как и дерево, часто ассоциируется с сакральным, но представляет собой безжизненную материю, грубую и низменную (по этой же причине, впрочем, оно нередко ассоциируется с вечностью). <...> «Поразительный факт: большинство суеверий о статуях, которые разговаривают, передвигаются, кровоточат, плачут, связаны именно с деревянными статуями, а не с каменными» (с. <...> «Несмотря на возведение укрепленных замков и соборов <.>, идеология камня, как мне кажется, в действительности складывается только в конце Средневековья. <...> До этого люди с неутомимым упорством, несмотря на бесконечные пожары, многократно отстраивали из дерева то, что было сооружено из дерева. <...> Не только потому, что на это требуется меньше времени, усилий и денег, но также – и прежде всего – потому, что дерево предназначено для одних объектов, а камень – для других» (с. <...> Она не столь резка, как оппозиция дерево / металл, в которой сталкиваются чистый материал, ∗ Пастуро М. <...> Пастуро ДЕРЕВО: Дерево: К символической истории материалов освященный идеальным образом Святого креста, и материал зловещий, порочный, почти дьявольский. <...> В средневековом восприятии металл – как драгоценный, так и недрагоценный, – всегда в той или иной степени инфернален: он добыт в недрах земли, а потом обработан огнем (который является злейшим врагом дерева). <...> Он порожден тьмой и подземным миром, это продукт некоей преобразовательной операции, которая в каком-то смысле схожа с колдовством. <...> Поэтому в ценностной шкале ремесел кузнец и плотник противопоставлены друг другу. <...> Кузнец, разумеется, человек в социальном плане весьма востребованный и влиятельный, но он еще и колдун <...>